+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

12 критериев выездной налоговой проверки

Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Планирование выездной налоговой проверки. Критерии.

12 критериев для выездной налоговой проверки

12 критериев выездной налоговой проверки
Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Как месяцев в году или как стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на нее и как самостоятельно можно оценить риски. Критерии рисков выездной налоговой проверки Налоговая не скрывает по каким критериям они оценивают ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку.

Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так — сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним его можно найти на сайте налоговой.

Если ниже среднего — вы в зоне риска. По балансу у вас убытки больше 2 лет подряд. Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.

Расходы по отчетности растут быстрее, чем доходы. Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку.

Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн. Порог применения — 150 млн. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юр. Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?

Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на ее запросы, когда она просит предоставить пояснения. Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведет к смене налоговой инспекции.

К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой и следить за такой компанией труднее. Уровень рентабельности по отчетности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для данного вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.

Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски. Последний пункт сам по себе не ясен, поэтому мы хотим рассказать что это за риски.

Высокие налоговые риски ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей.

То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками. Снижение количества выездных налоговых проверок С каждым годом налоговая проверяет все меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес.

Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведется непрерывно, поэтому налоговая знает к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей. Проверки малого бизнеса Проверяют ли малый бизнес? Камеральные проверки отчетности проходят постоянно.

Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берется, почему применяется пониженный тариф и так далее. На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается! Если проверка пришла Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки?

При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Еще — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, не посвященным во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы. Выводы Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас.

Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума на сколько это зависит от нас. Но если проверка все таки пришла, то от штрафов скорее всего не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы штрафы эти свести к минимуму. Но это уже совсем другая история… Оцените статью по 5-бальной шкале 5 из 5 на основе 7 оценок Подпишитесь чтобы быть в курсе публикации новых статей Следите за нами в соц.

Критерии назначения выездных налоговых проверок: как не попасть на крючок ФНС

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками "цепочки контрагентов" без наличия разумных экономических или иных причин деловой цели.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения "миграция" между налоговыми органами.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Примечание Критерии используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Кроме того, 12 критериев выездной налоговой проверки перечислены в Приложении №2 к Приказу ФНС от г. №ММ/

Кратко об этих критериях: 1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Риск попадания в план выездных проверок значительно повышается, если у компании на фоне убытка: - имеются значительные вычеты по НДС; - растет выручка; - средняя заработная плата на 1 работника ниже среднеотраслевого уровня.

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Темпы роста расходов и доходов оцениваются в текущем налоговом периоде по сравнению с предыдущим налоговым периодом. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Нормативный уровень среднемесячной заработной платы можно посмотреть в Росстате, либо по данной ссылке.

Неоднократное приближение к предельному значению, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками "цепочки контрагентов" без наличия разумных экономических или иных причин деловой цели.

В данном случае учитывается наличие фактов, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомления налогового органа о выявлении несоответствий показателей в деятельности. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения "миграция" между налоговыми органами. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

В этом критерии сравнивается два вида рентабельности со среднеотраслевыми значениями. Рентабельность активов Рентабельность продаж 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. В Концепции прямо не указано, какое количество критериев должно быть обнаружено и каков их удельный вес для принятия решения о назначения выездной проверки.

В некоторых неофициальных источниках речь идёт о наличии двух и более критериев. Однако, по моим данным, решение о назначении выездной проверки зависит не от количества обнаруженных критериев. Данные критерии являются лишь фильтром для выявления потенциальных претендентов на выездную проверку.

То есть, налоговые органы выбирают кандидатов для проверки точечно и целенаправленно. И этому предшествует длительная аналитическая работа. Так инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее налогоплательщиков. И уже результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок.

Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15. Основным документом, использующимся в аналитической работе налоговых органов, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30. Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор. Критерии рисков размещены на сайте ФНС и регулярно обновляются.

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском Письмо Минфина России от 23. Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Остановимся подробно на каждом из обозначенных критериев: 1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка.

Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем. Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок.

Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке см. Нелишним будет написать, что в текущем году компания принимает меры по снижению расходов, а также в случае стабилизации спроса планирует поднимать цены на производимую продукцию работы или услуги.

Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке организацией рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки.

Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость работает с НДС. А значит, такое поведение является экономически оправданным, хоть и негативно отражается на величине контролируемых показателей.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров работ, услуг. Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов. Критерием является несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.

Без внимания не останется и информация, поступающая от граждан, юридических лиц, правоохранительных или иных органов, о выплате работникам заработной платы "в конвертах" либо о нарушениях трудового законодательства, допущенных при оформлении сотрудников п. Эти и иные аналогичные сведения будут также учитываться налоговым органом при планировании выездной проверки. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Речь идет об организации деятельности на основе заключения договоров с контрагентами - перекупщиками или посредниками без видимой деловой цели, то есть разумных экономических или иных причин п. Если будет установлено, что основной целью сделки операции являются неуплата неполная уплата и или зачет возврат налога, налогоплательщик лишится права на уменьшение налоговой базы или налога к уплате пп.

Кроме того, одним из обязательных условий реализации указанного права признается исполнение сделки операции надлежащим лицом: либо стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, либо лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону пп. Следовательно, чтобы определить, может ли налогоплательщик воспользоваться налоговой выгодой, налоговый орган должен установить фактического исполнителя.

В то же время необходимо отметить, что возможность достижения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок операций сама по себе не является основанием признать налоговую выгоду необоснованной п. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика плательщика сбора, налогового агента , предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Частая смена налоговой инспекции. Правда, в план выездных проверок рискует попасть только организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла официальный адрес подавала по этому поводу заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Налоговые органы могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если уровень ее рентабельности прибыльности значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности п. Необходимые для сравнения статистические данные по рентабельности приведены в Расчете рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности Приложение N 4 к Приказу.

В соответствии с п. До момента обновления можно использовать данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены такие показатели. Этот вывод следует из п. Сверке подвергнутся два показателя: рентабельность активов и рентабельность продаж. Источником информации для контролирующего органа в обоих случаях станут данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности: - в Бухгалтерском балансе организации; - в Отчете о финансовых результатах. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, то есть деятельности, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды п.

Необоснованной такая налоговая выгода признается, если для ее получения налогоплательщик п. Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Значение общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: #СХЕМЫБОЛЬШЕНЕРАБОТАЮТ: Как избежать выездной налоговой проверки


Комментарии 4
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий