+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Пенсионная система россии современное состояние

Нынешнее состояние и основные проблемы действующей системы пенсионного Таким образом, уровень пенсии в России не покрывает минимальные 3) обремененность пенсионной системы большим числом льготных.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Формирование пенсионной системы в России

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

пенсионная система россии современное состояние
УДК: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Новые преобразования, которые начались в пенсионной системе с г., также не и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской.

Орел E-mail: научный руководитель, канд. Орел Российская пенсионная система охватывает десятки миллионов людей, использует огромную часть ВВП и отличается крайней социальной чувствительностью в силу того, что для большинства пенсионеров пенсия является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию.

Все это предопределяет повышенную значимость разработки стратегии пенсионной реформы. В настоящее время дискуссии о сравнительных преимуществах различных пенсионных моделей набирают обороты. Тем не менее, большинство ученых, экономистов и политиков сходятся во мнении, что изменения отдельных параметров пенсионных систем ставки взносов, размеры выплат, границы пенсионного возраста без реформирования самой идеи и логики пенсионного обеспечения обладают ограниченной эффективностью.

Решение указанной проблемы во многом связывается с внедрением системы с фиксированным установленным размером взносов. Данная система пенсионного обеспечения представляет собой такую модель, в рамках которой величина будущих выплат полностью зависит от продолжительности периода получения пенсии и совокупного объема взносов. Система с фиксированным установленным размером взносов характеризуется высокой степенью неопределенности в отношении величины, поскольку она зависит от стажа работы, размера заработков и ставки отчислений.

Период же получения пенсии определяется динамикой продолжительности жизни и возрастом выхода на пенсию. Средства пенсионных накоплений поступают на выплату пенсий нынешним пенсионерам и размещаются на финансовых рынках.

Такая система считается условно-накопительной, получившей в российских условиях название страховой. Реализация положений указанных нормативно-правовых актов предполагает постепенный переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В рамках начатой масштабной пенсионной реформы граждане России получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии.

Каждый участник программы пенсионного обеспечения может передать накопительную часть своей пенсии в управление Государственной управляющей компании в лице Внешэкономбанка либо перевести эти средства в негосударственный пенсионный фонд или частную управляющую компанию.

Ограничений для участия в программе нет. Кроме того в рамках программы взносы за работающего сотрудника может платить работодатель. В этом случае он имеет право на соответствующие льготы по уплате взносов во внебюджетные фонды и налогообложению прибыли.

Размер, периодичность и сроки выплат устанавливаются каждым гражданином самостоятельно. В любое время можно прекратить выплаты по программе, расторгнув договор. Однако в этом случае, деньги остаются на накопительной части пенсии и отсутствует возможность забрать их назад. В качестве бонуса на суммы выплаченных взносов предоставляется налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц.

По аналогии со страховыми взносами эти выплаты могут наследоваться. Наследникам ничего не полагается, если гражданин уже вышел на пенсию и начал ее получать.

В случае смерти участника программы накопленные средства передаются правопреемникам до момента назначения им накопительной части трудовой пенсии. Правопреемниками умершего участника могут быть его ближайшие родственники, а также другие лица по заявлению участника программы, поданному в Пенсионный фонд РФ по месту жительства.

Правопреемники должны обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений не позднее 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица.

При этом наследуемая сумма пенсионных накоплений не облагается подоходным налогом. Тем не менее, стоит отметить, что действующая система пенсионного обеспечения обладает рядом недостатков. В значительной степени причиной такого положения выступает тот факт, что Внешэкономбанк имеет право инвестировать средства преимущественно в государственные ценные бумаги, которые наряду с высокой надежностью характеризуются традиционно низкой доходностью. Альтернатива передачи пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании в последнее время также не вызывает особого доверия.

По данным за второй квартал текущего года доходность инвестирования пенсионных денег Внешэкономбанком оказалась выше аналогичных показателей большинства управляющих компаний. Кроме того, срок действия программы ограничен. Также отсутствует возможность снять вложенные деньги в случае острой необходимости, поскольку они добавляются к накопительной части пенсии и выплачиваются только по достижению гражданином соответствующего возраста.

Досрочное получение этих денег противоречит действующему законодательству. В случае же смерти участника программы софинансирования пенсионных накоплений вложенные средства получат его наследники. Суть пенсионной реформы состоит в следующем. Такой стаж можно выработать, если трудиться с 20—25 лет до 60—65 лет. В этой связи предлагаемая пенсионная программа рассматривается многими экспертами как завуалированное повышение пенсионного возраста.

Каждый гражданин будет самостоятельно решать вопрос о необходимости работать дополнительно к пенсионному возрасту 5—10 лет. Но в случае отказа, он получит пониженную пенсию. До сих пор остается открытым и вопрос о зачете службы в армии, образования, ухода за ребенком и других аналогичных периодов в непрерывном стаже.

Всем остальным предлагается рассчитывать только на корпоративные пенсии и личные накопления. То есть платить в пенсионную систему будут все поровну, а получать — по-разному. При этом, сколько процентов от заработной платы будут получать средне- и высокооплачиваемые работники не указывается.

И если относительно самозанятых существенных разногласий нет, то размер дополнительных платежей за вредность бизнес-сообществом воспринимается неоднозначно. Несогласованной остается и ставка накопительного взноса. По мнению многих экспертов подобные нововведения приведут к значительным проблемам в накопительной системе пенсионного обеспечения, ограничив источники длинных денег в экономике. При этом административные издержки работы управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов с 2-процентным обязательным накопительным компонентом будут слишком высоки, что существенно понизит эффективность такой работы.

Он размещен на сайте Минтруда и в настоящее время направлен на обсуждение в Открытое Правительство. Тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной. От того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем.

Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны. В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран мира специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

В дополнение к этому решаются проблемы в области жилищного строительства, развития рынка ценных бумаг и многие другие. Список литературы: Данные отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений [Электронный ресурс] — Режим доступа. Концепция развития финансового рынка России [Электронный ресурс] — Режим доступа. Программа государственного софинансирования пенсии [Электронный ресурс] — Режим доступа.

Проголосовать за статью Эта статья набрала 0 голосов Дипломы участников.

Современное состояние пенсионной системы

Скачать электронную версию Библиографическое описание: Анджаева Л. Проблемы существующей пенсионной системы в России обусловлены, прежде всего, экономическими факторами и демографической тенденцией старения населения страны. Приостановить, а в дальнейшем ликвидировать кризис пенсионной системы и создать предпосылки для эффективного функционирования механизма государственного пенсионного обеспечения следует путем реформирования системы с целью повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и финансовой устойчивости пенсионной системы.

До настоящего времени без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не учтены в размерах этих взносов.

Так, с 1 января 2005 г. Хотя такое радикальное изменение правил в ходе их реализации объяснилось недостаточностью поступлений в Пенсионный фонд РФ для финансирования распределительных пенсий в связи со снижением ставки единого социального налога, прежде всего оно указывает именно на недостаточную проработанность концепции пенсионного реформирования при принятии важнейших нормативно-правовых актов.

Следует констатировать, что имеет место тенденция, которую можно охарактеризовать как фактический возврат к распределительной пенсионной системе. За время существования современной структуры трудовой пенсии ее базовая часть увеличилась многократно, тогда, как страховая часть выросла в среднем лишь на треть. Такой отход от страховых принципов формирования государственной пенсии не может беспокоить российские деловые круги, поскольку базовая часть пенсии финансируется государственным бюджетом в основном за счет налогов их бизнеса.

Летом 2009 года был принят ряд законодательных актов, которые уже с 1 января 2010 года в значительной степени изменят российскую пенсионную систему.

Изменения эти затрагивают не только нынешних и будущих пенсионеров, но и всех работодателей. В первую очередь речь идет о валоризации пенсионных прав наших граждан и установлении неработающим пенсионерам социальной доплаты к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания. Эти две меры решают важнейшие социальные задачи по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров — валоризация увеличивает пенсии более чем 35млн.

Это крупнейшие по своим объемам пенсионные выплаты в истории России, на которые в 2010 году из федерального бюджета выделено более 530млрд.

О валоризации в последние месяцы говорилось очень много, но наши пенсионеры продолжают активно интересоваться этим вопросом. Увеличение пенсии за счет валоризации у каждого пенсионера индивидуально. В среднем по России это 1100 рублей. Так что же такое валоризация? Валоризация — это переоценка расчетного пенсионного капитала, сформированного на 1 января 2002 года.

По-другому, на языке социальных работников, можно сказать, что это увеличение пенсионных прав. Есть правила и принципы проведения валоризации, они зафиксированы в федеральном законе. Вот главные: пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10 процентов прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года.

Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу было добавлено по 1 проценту, при этом все ограничения по стажу сняты.

Вторая важная тема — это установление социальной доплаты к пенсии: если размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами остается ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе, то такому пенсионеру с января нынешнего года установлена социальная доплата.

Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, он получит федеральную соцдоплату к пенсии, которую выплачивает Пенсионный фонд РФ. Если в регионе, где живет пенсионер, прожиточный минимум выше федерального, то ему устанавливают региональную соцдоплату, которую выплачивают органы социальной защиты населения.

По уточненным данным, доплату уже начали получать около 5,1 миллиона пенсионеров. Из них 2,8 миллиона человек - федеральную доплату, 2,3 миллиона человек - региональную доплату. Законом определено, что такая соцдоплата к пенсии устанавливается только неработающим пенсионерам. Все расчеты и по валоризации, и по соцдоплатам были сделаны Пенсионным фондом заблаговременно.

От пенсионеров не требовали ни специальных заявлений, ни сбора дополнительных справок, об установлении соцдоплаты каждого пенсионера уведомили индивидуально. Работа проведена большая. Самое главное, что удалось уложиться в срок. Более того, не изменился сложившийся порядок, и те пенсионеры, которые по графику получают пенсии в первых числах месяца, и в этот раз получили свои январские пенсии досрочно, в конце декабря 2009 года.

Много вопросов поступает в Пенсионный фонд по поводу дальнейших планов улучшения материального положения пенсионеров. В 2010 году пройдут текущие повышения трудовых и социальных пенсий. Планируется, что уже с 1 апреля 2010 года будут увеличены трудовые пенсии на 6,3 процента. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0 процента и еще на 3,5 процента с 1 июля 2010 года.

Еще 1 апреля 2010 года на 10 процентов вырастет размер ежемесячной денежной выплаты. Важно отметить, что если в 2009 году базовая и страховая части пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то с 1 января 2010 года базовая часть перешла в страховую в виде фиксированного базового размера, и вся страховая часть пенсии будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.

Поэтому апрельское увеличение будет применяться к размеру всей трудовой пенсии. В результате всех индексаций к концу нынешнего года средний размер трудовой пенсии составит 8000 рублей, а трудовой пенсии по старости - 8408 рублей. В целом на финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует направить средства, равные 10 процентам ВВП страны. Еще одно важное нововведение 2010 года касается работодателей: единый социальный налог ЕСН будет заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования.

В течение 2010 года ставки страховых взносов сохранятся на нынешнем уровне: 20 процентов - в ПФР, 2,9 процента - в ФСС России, 3,1 процента - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставки вырастут. Страховые теперь уплачиваются с фонда оплаты труда сотрудника, не превышающего 415 000 рублей в год. По статистике, в таких пределах доход имеют 97 процентов всего работающего населения России. Заработок свыше этой суммы страховыми взносами облагаться не будет.

При этом размер предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, планируется ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы. Кроме того, в настоящее время в пенсионном законодательстве создаются стимулы для более позднего выхода на пенсию.

Так, в будущем пенсия будет дифференцироваться в зависимости от величины страхового стажа. За "точку отсчета" принят норматив Международной организации труда - 30 лет страхового стажа для мужчин и 25 лет для женщин. Расчет с прибавкой по такому принципу можно будет сделать только один раз. Поэтому если человек уже приобрел право на пенсию и имеет необходимый страховой стаж, но продолжает работать, ему будет выгодно на время его работы отложить назначение пенсии.

Это правило начнет действовать с 2015 года, чтобы у людей была возможность детально разобраться во всех нюансах. В 2015 году достаточно будет иметь только 9 лет страхового стажа для получения пенсии в полном размере. С 2016 года к этому нормативу будет ежегодно прибавляться по году, пока он в 2036 году не достигнет 30 лет. Также для россиян, достигших пенсионного возраста, но не оформляющих пенсию, созданы особые условия участия в программе государственного софинансирования пенсии.

За счет правительства их добровольные взносы в фонд будущей пенсии будут увеличены в 5 раз, то есть человек вносит в свою накопительную часть пенсии 12 тысяч рублей в год, а государство добавляет еще 48 тысяч. Таким образом, средний размер трудовой пенсии в будущем году составит 5 859 рублей что превысит прожиточный минимум пенсионера на 1725 рублей , в 2010 году — 6 574 рублей на 2022 рубля и в 2011 году- 7 449 рублей на 2460 рублей.

При этом прожиточный минимум с 2009 по 2011 год возрастет с 4135 рублей до 4989 рублей. Так, число получателей базовой трудовой пенсии увеличится более чем на 316 тыс. С 1 января 2009 г. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство. Программа действует в соответствие с Федеральным Законом от 30 апреля 2008г. Чтобы получить право на господдержку формирования пенсионных накоплений в форме софинансирования, гражданин с 1 октября 2008 г.

Заявление можно подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, либо через трансфер - агента. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать Ваши дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты Вами первых взносов в рамках Программы.

Вы вправе сами определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное для Вас время. Литература: 1. Пенсионная реформа: вопросы и ответы. Доклад главы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой от 16 декабря 2009 года.

Основные термины генерируются автоматически : пенсия, трудовая пенсия, пенсионер, Пенсионный фонд РФ, Россия, рубль, накопительная часть, процент, прожиточный минимум, социальная доплата.

Оценка современного состояния российской пенсионной системы и Реформа пенсионного страхования в Хорватии на современном этапе.

Вы точно человек?

Студент, Мордовский Государственный университет им. Огарева, Саранск, Россия Аннотация: Статья посвящена современному функционированию системы пенсионного страхования в России. Рассматриваются проблемы и тенденции развития двух форм пенсионного страхования: государственного обязательного пенсионного страхования и дополнительного негосударственного пенсионного страхования.

Анализ результатов проведенного социологического исследования работодателей и работников позволил сделать вывод об усилении роли дополнительного негосударственного пенсионного страхования и рассмотреть противоречивые тенденции, характеризующие участие работающего населения в процессе развития системы пенсионного страхования.

Ключевые слова: пенсионная система, трудовая пенсия, дополнительная пенсия, обязательное пенсионное страхование, дополнительное негосударственное пенсионное страхование, дополнительные пенсионные программы от предприятия. Student, Mordovian state university of N. Ogarev, Saransk, Russia Abstract: The article is devoted to the modern functioning of the pension insurance system in Russia. The problems and development trends of two forms of pension insurance are considered: state compulsory pension insurance and additional nonstate pension insurance.

An analysis of the results of a sociological survey of employers and workers made it possible to conclude that the role of additional nongovernment pension insurance should be strengthened and to consider contradictory trends characterizing the participation of the working population in the development of the pension insurance system. Для решения и предупреждения дальнейшего возникновения этих проблем Пенсионный фонд постоянно подвергается преобразованиям.

Общим направлением многочисленных преобразований в сфере пенсионного обеспечения населения России является усиление ее страховой составляющей и повышение ответственности нынешних работников за свое будущее материальное благополучие в период нахождения на пенсии.

При этом формируются и развиваются две формы пенсионного страхования, характеризующиеся разным соотношением ответственности участников системы пенсионного страхования: государства, экономических субъектов и работающего населения. К таким формам относятся государственное обязательное пенсионное страхование и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Государство, взяв на себя ключевую роль в организации работы по формированию будущей трудовой пенсии граждан,предусмотрело возможность формирования двух основных элементов системы государственного обязательного пенсионного страхования, которые, по мнению разработчиков и исполнителей пенсионной реформы,должны играть разную роль в формировании объемов будущей пенсии и мотивации экономически активного населения к деятельности по их увеличению.

Речь идет о страховом и накопительном элементах трудовой пенсии, формируемых в рамках системы государственного обязательного пенсионного страхования. В целом формирование как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии напрямую зависит от трудовой активности работника, поскольку размер будущей пенсии определяется такими параметрами как размер заработной платы, объем уплаченных страховых взносов, продолжительность страхового стажа. В то же время наличие накопительной части должно было стимулировать работника к активным действиям не только в направлении увеличения собственного заработка, но и в качестве участника инвестиционной деятельности, поскольку предполагалось, что средства, 3 направляемые на накопительную часть пенсии, должны инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, который также будет зачисляться на личные пенсионные счета граждан.

Отметим, что именно на накопительный элемент трудовой пенсии разработчиками пенсионной реформы возлагались наибольшие надежды с точки зрения активизации усилий работающего населения по увеличению своей будущей пенсии. Прежде всего, практика проведения реформ показала, что население не спешит воспользоваться инвестиционными возможностями системы государственного обязательного пенсионного страхования. Пассивность населения имеет гораздо более серьезную причину, нежели обычное нежелание разобратьсяв происходящих изменениях, как это представлялось в начальном периоде проведения пенсионной реформы.

Неверие населения в реальность возможности сформировать значительные пенсионные накопления в рамках процедур обязательного пенсионного страхования, как выясняется, возникло хоть интуитивно, но небезосновательно. По долгосрочным прогнозам, доля накопительной части в общем размере трудовой пенсии для лиц молодых возрастов, которые в полном объеме участвуют в накопительной пенсионной системе, к 2050 г.

Общие тенденции пенсионного обеспечения также не внушают оптимизма. Так, в последние годы наблюдается постепенное падение коэффициента замещения отношение средней пенсии к средней зарплате по стране. Новые преобразования, которые начались в пенсионной системе с 2010 г. Работа государства в этом ключе продолжается, и одной из предложенных мер стало принятие Федерального закона 56ФЗот 30 апреля 2008 г. Согласно закону, к каждой 1 тыс. Размер добавки из бюджета на софинансирование пенсионных накоплений равен сумме уплаченных за год взносов, но не более 12 тыс.

Более того, закон распространил действие накопительной схемы софинансирования и на работников, достигших пенсионного возраста 60 лет мужчины, 55 лет женщины , стимулируя тем самым граждан на более поздний выход на пенсию, поскольку для лиц пенсионного возраста будут действовать повышенные нормы государственных отчислений, что может значительно увеличить размер их будущей пенсии.

По самым оптимистическим прогнозам Пенсионного фонда участие в программе софинансирования примут не более 7 млн. Необходимо более активное использование других ресурсов, к числу которых, несомненно,относятся возможности дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Начало развития системы негосударственного пенсионного страхования в нашей стране пришлось на 1990е гг. Однако значительного развития 5 данный сегмент системы пенсионного обеспечения не получил в силу как недостаточного развитияна тот момент инфраструктуры финансового рынка, так и недоверия населения.

На сегодняшний день мы наблюдаем новый всплеск интереса к данной теме, но теперь основным участником рассматриваемого сегмента становятся корпоративные пенсионные программы. Их активное развитие объясняется многими причинами, при этом наиболее очевидной является необходимость решения проблемы, рассмотренной нами выше недостаточные возможности системы государственного обязательного пенсионного страхованияпо обеспечению достойного уровня будущих пенсий работающему населению.

В качестве основной особенности современного этапа развития корпоративных пенсионных программ выделяют совершенствование их структуры. Если в 1990-е гг. В соответствии с программными документами пенсионной реформы и сложившейся в России практикой, наибольшее распространение в качестве организаций,реализующих пенсионную программу от предприятий, получают негосударственные пенсионные фонды,преимущественно корпоративные.

Основные количественные характеристики формирования дополнительной негосударственной пенсиив системе дополнительного негосударственного пенсионного страхования выглядят следующим образом:число участников негосударственных пенсионных фондов превысило 6,7 млн. Данные показатели представлены в таблице 1. Таблица 1. Показатели развития системы дополнительного негосударственного пенсионного страхования. Количество участников Получают пенсию 2002 г г г г г г г 6 чел.

Пенсионные выплаты руб. Пенсионные резервы на одного человека руб. Ежегодные пенсионные выплаты на одного пенсионера тыс. В ситуации, когда государство, работодатели и наемные работники становятся полноправными участниками системы пенсионного страхования, а активность работников в формировании будущей пенсии решающим фактором объема пенсионных накоплений, становятся весьма необходимыми изучение и оценка мнения работающего населения по вопросам как функционирования систем государственного и негосударственного пенсионного страхования, так и готовности самого населения принимать участие в проводимых преобразованиях.

Библиографический список: 1. URL: minzdravsoc. Карпикова И. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования: мнение работающего населения. Матвеев Д. Федеральный закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от N 56-ФЗ действующая редакция, 2016.

Оценка современного состояния пенсионной системы России

Современное состояние и основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ В. Нынешнее состояние и основные проблемы действующей системы пенсионного обеспечения Действующая в настоящее время система государственного пенсионного обеспечения населения базируется на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров. В условиях государственной плановой экономики и сравнительно благоприятной демографической ситуации распределительная система работала надежно и достаточно эффективно.

Государственные пенсии обеспечивали покрытие минимальных потребностей пенсионеров. Несмотря на мероприятия, проводимые Правительством РФ для увеличения размеров пенсионных выплат, в последнее время не наблюдается ощутимого улучшения материального положения пенсионеров. Вместе с тем, уровень государственной пенсии находится на крайне низком уровне, не покрывая минимальные потребности пенсионера.

Коэффициент замещения степень денежной компенсации утраты работником возможности получать заработную плату после его ухода на пенсию — соотношение средней пенсии к средней заработной плате в Российской Федерации — отражающий реальную покупательную способность пенсии в 2006 г.

То есть при выходе на пенсию уровень и качество жизни падают более чем в три раза. Таким образом, уровень пенсии в России не покрывает минимальные потребности пенсионеров. В ближайшее время ситуация может существенно ухудшиться.

С 2006—2007 гг. И в течение ближайших 10—15 лет тенденция естественной убыли населения сохранится. В результате постепенно происходит удельное снижение участвующих в производственном процессе и повышение пенсионной нагрузки на работающих. В настоящее время уже всего 5 работающих обеспечивают своими взносами пенсии для 4 пенсионеров. И уже в ближайшее десятилетие это соотношение между работающими и пенсионерами приблизится один к одному тогда как для нормальной работы распределительной системы соотношение должно равняться не менее 3 работающих на 1 пенсионера.

По прогнозу Пенсионного фонда РФ далее — ПФР и по прогнозу, сделанному специалистами Всемирного банка, отношение средней пенсии к средней заработной плате работающих фактически уровень покупательной способности государственной пенсии будет ухудшаться. Происходит снижение рождаемости, ухудшение соотношения между работающим и неработающим населением. При этом увеличения налоговой нагрузки не предполагается. В этих условиях по объективным причинам происходит отставание роста пенсии от роста заработной платы.

Иначе говоря, реальная покупательная способность государственной пенсии в уже в ближайшие годы не только не вырастет, но заметно снизится. Основные причины хронически низкого уровня пенсий: 1 низкий уровень заработной платы; 2 незаинтересованность работодателей и населения в увеличении взносов в ПФР.

Следствием является высокая задолженность плательщиков промышленных и сельскохозяйственных предприятий перед ПФР; 3 обремененность пенсионной системы большим числом льготных пенсий, источником выплаты которых являются взносы, поступающие за всех застрахованных. Высокий уровень обремененности государственного ПФР идущими из СССР обязательствами большое количество видов льготных пенсий, не обеспеченных дополнительными источниками поступлений , что не позволяет обеспечивать за счет сравнительно высокого ЕСН адекватно высокий уровень пенсии коэффициент замещения.

Полная зависимость доходов пенсионеров от выплат из государственной пенсионной системы. Живучесть стереотипа, что пенсии, как и другие сферы социального обеспечения здравоохранение, образование и пр. За пенсии граждан полностью отвечает государство заплатил налоги и не думай о будущем. Нет понимания необходимости развития дополнительных источников финансирования пенсий. Нежелание государства развивать НПО.

При этом государство не создает ощутимые экономические и социально-психологические стимулы для работодателей и работников создавать дополнительные источники повышения пенсий. Подавляющая часть населения не имеет возможности накапливать дополнительные пенсии в НПФ — их нет в регионах.

Таким образом, без серьезных изменений действующая в Российской Федерации система пенсионного обеспечения населения не может остановить набирающие силу негативные тенденции снижения уровня пенсии. Компенсация этого падения потребует дополнительных затрат на пенсионное обеспечение.

Содержание, основные проблемы и ожидаемые последствия пенсионной реформы Понимая всю серьезность ситуации государство с 2002 г.

Основными направлениями начавшейся пенсионной реформы являются: 1 изменение порядка расчета обязательной пенсии и структуры обязательных взносов работодателей на обязательное пенсионное обеспечение населения в рамках ЕСН; 2 развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения за счет дополнительных взносов работодателей и населения.

Изменения порядка расчета обязательной пенсии описано в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации и вступивших с 1 января 2002 г. Суть сводится к следующему. Система пенсионного обеспечения для этой части населения называется обязательное пенсионное страхование далее — ОПС.

Базовая часть трудовой пенсии выплачивается всем застрахованным имеющим трудовой стаж не менее 5 лет. Предполагается, что они в перспективе заменят социальные пенсии. Страховая часть трудовой пенсии выплачивается пожизненно в размере — в зависимости от продолжительности внесения и величины обязательных страховых взносов работодателя в рамках ЕСН на основе введения персонифицированного учета по достижении пенсионного возраста.

Права по этой части трудовой пенсии не наследуются. Накопительная часть трудовой пенсии выплачивается пожизненно в размере в зависимости от суммы перечисленных взносов и начисленного на них инвестиционного дохода от их размещения.

Права по этой части трудовой пенсии наследуются. Для работников — мужчин 1952 г. Застрахованные работники не могут получить начисления на формирование накопительной части трудовой пенсии до своего выхода на пенсию.

Но для защиты их от инфляции и приумножения накоплений эти средства инвестируются через уполномоченные управляющие компании. Взносы на формирование страховой части трудовой пенсии поступают в ПФР и расходуются на текущие выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Базовая пенсия и страховая часть трудовой пенсии назначаются и выплачиваются через ПФР. Накопительная часть трудовой пенсии и профессиональная пенсия назначается и выплачивается или через ПФР, или через уполномоченные НПФ.

Основные проблемы новой системы формирования и расчета обязательных пенсий: 1. Так, в Российской Федерации по введенной с 2002 г. Поэтому многие специалисты говорят об избыточности финансовых ресурсов для базовой пенсии в 2, а то и в 3 раза и, напротив, нехватки для страховой пенсии. В конечном итоге это будет лишним стимулятором работодателей и работников к утаиванию части заработной платы. Сравнительно низкий уровень страховой части трудовой пенсии в отличие от других стран, где он играет главную и определяющую роль в пенсионном обеспечении.

Сильные стороны страховой части трудовой пенсии высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств, наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения, приемлемый и высокий уровень замещения заработков позволяют ведущим Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения рекомендовать его в качестве основного института пенсионного обеспечения.

Высокие инвестиционные риски. Важное место в новой пенсионной системе призвана занять накопительная часть трудовой пенсии.

Главная проблема с формированием накопительной части трудовой пенсии состоит в отсутствии отлаженных надежных и эффективных механизмов долгосрочного инвестирования активов в стране, что объективно повышает вероятность возникновения рисковых ситуаций. Это означает в практическом плане критическое понижение покупательной способности пенсий; 3 индивидуальный характер накопления финансовых средств не страховой по своей сути и отказ от механизмов солидарного перераспределения средств между застрахованными существенно повышает риски ненакопления приемлемых по размерам финансовых средств в случаях ранних форм инвалидности работников, значительных периодов учебы, болезни и безработицы; 4 слабо развитые финансовые механизмы и институты в России, отсутствие требуемой инфраструктуры финансовых и фондовых рынков — эти и другие факторы препятствуют обеспечению приемлемого уровня доходности и достижению достаточной надежности сохранности долгосрочных пенсионных активов.

Изменение порядка расчета обязательной пенсии даст эффект только в долгосрочном плане и фактически не влияет на размер пенсий нынешних пенсионеров. Реально реформа облегчит жизнь только тех, кто выйдет на пенсию через 15—20 лет. Таким образом, новая структура пенсионных институтов и во многом слабо проработанные их экономические и мотивиционные механизмы деформированные при их создании свидетельствуют об исходно низком совокупном потенциале новой пенсионной системы, который в дальнейшем будет не повышаться, а только затухать.

Развитие пенсионной системы в стране предусматривает постепенное снижение размера одного из базовых показателей — отношения среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы коэффициента замещения. Перспективы и ориентиры развития новых пенсионных институтов В настоящее время пенсионная реформа в своем развитии сталкивается с рядом существенных проблем.

Повысить пенсии можно только повышая общие доходы населения и выводя их рост из тени. Острой проблемой является низкий минимальный размер трудовой пенсии по старости, который по состоянию на 1 января 2003 г. Приближение размеров минимальной пенсии к уровню прожиточного минимума является приоритетной задачей на ближайшую перспективу.

Решение данной задачи важно увязать с необходимостью приведения отечественного законодательства в соответствии со стандартами европейского сообщества и требованиями ВТО.

Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда МОТ , которые были в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейской социальной хартии, возможность ратификации которой РФ рассматривается в настоящее время.

Данное положение подразумевает, что уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, а сложившийся в период трудовой деятельности уровень и образ жизни.

Законодательное формирование новых пенсионных институтов еще не завершено. Особую обеспокоенность вызывает задержка с принятием законопроекта об обязательном профессиональном пенсионном страховании.

В результате возникла серьезная правовая и социальная проблема. В соответствии с положением п. Другими словами: начиная с 1 января 2003 г. Данная проблема требует безотлагательного законодательного решения. Таким образом, приведенные выше проблемы развития пенсионного обеспечения и хода пенсионной реформы не дают возможности быть уверенным в быстром улучшении ситуации в области пенсионного обеспечения населения страны при акценте только на развитии системы обязательного пенсионного обеспечения.

Состояние и проблемы развития негосударственного пенсионного обеспечения Вторым важным стратегическим направлением пенсионной реформы является развитие негосударственного пенсионного обеспечения НПО. Как было показано выше, в обозримом будущем ближайшие 30—50 лет соотношение между средней пенсией и средней заработной платой будет ухудшаться, что не даст возможность существенно улучшить материальное положение пенсионеров по сравнению с настоящим временем.

Нормы и правила добровольного НПО определяются договором НПО, взносы по которому могут осуществляться как за счет собственных средств граждан или средств предприятия, так и на паритетной основе, включающей совместные взносы работника и работодателя. Разнообразие вариантов добровольного пенсионного обеспечения позволяет в максимальной степени удовлетворить потребность в достойной пенсии в зависимости от размера финансовых возможностей и личных предпочтений. Дополнительная пенсия перечисляется за счет пенсионных взносов работодателя в пользу работников в НПФ в рамках пенсионной программы предприятия, позволяет обеспечить работникам предприятия достойную старость.

Личные накопления граждан, внесенные в качестве вкладов в НПФ, постепенно становятся стабильным дополнением к трудовой пенсии. За последние 10 лет сформирована комплексная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность НПФ см. С 1998 г. Число предприятий-вкладчиков, создавших программы НПО для своих работников, и индивидуальных вкладчиков существенно выросло. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, по состоянию на 1 октября 2005 г.

Главной причиной бурного роста НПФ в последние годы является то, что, в соответствии с действующим законодательством, с 2004 г. В январе 2003 г. Объем пенсионных накоплений, на управление которыми претендуют НПФ, как ожидается, достигнет 5—7 млрд долл. Результаты работы рынка в 2005 г. Во всех экономически развитых странах пенсия за счет работодателя и личных накоплений является основной частью доходов большей части пенсионеров.

В основном это работники крупных предприятий нефтегазового, металлургического комплекса, ряда других экспортоориентированных отраслей и естественных монополий — электроэнергетики, связи и транспорта. Прорабатывается возможность отнесения взносов работников в НПФ на расходы, не облагаемые налогом на доходы физических лиц. Как ожидается, с 2006—2007 гг. Расширяется информирование населения о содержании пенсионной реформы, преимуществах участия в системе НПО и возможностях формирования накопительной части трудовой пенсии в НПФ и негосударственных управляющих компаниях.

В течение последних 20 лет пенсионная система России постоянно реформировалась. Основной задачей этих изменений было сокращение.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пенсионер Навальный объясняет


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий