+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Развитие пенсионного обеспечения в российской федерации

В данной статье рассматриваются тенденции развития пенсионного обеспечения в РФ, исследуются основные показатели.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Вы точно человек?

развитие пенсионного обеспечения в российской федерации
Основными целями развития пенсионной системы являются: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;; обеспечение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;.

Непреодолимым препятствием на пути диверсификации средств пенсионных накоплений выступает высокая концентрация средств пенсионных накоплений в руках государственной управляющей компании.

Поскольку в государственной управляющей компании по определению находятся деньги наиболее консервативной части населения, разрешенными направлениями инвестирования для нее выступали государственные рублевые долговые инструменты и суверенные еврооблигации Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги и средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях[13].

В результате, до сих пор подавляющее большинство средств обязательных пенсионных накоплений инвестируется в государственные ценные бумаги: например, ВЭБ по итогам 2007 г.

Поэтому даже более чем скромный вес пенсионных накоплений в ВВП оказывается непомерно тяжелым для финансовой системы России. Ограниченный набор инструментов, в которые инвестируются средства обязательных пенсионных накоплений, стал причиной весьма средних, если не сказать не удовлетворительных результатов финансовой деятельности управляющих компаний, например, в 2007 — начале 2008 гг.

При этом государственная управляющая компания ВЭБ, с заведомо наиболее консервативным портфелем, оказалась по итогам года на 11-м месте из 63 возможных. Очевидно, что расширение направлений инвестирования даже в рамках разрешенных видов активов могло бы снизить нагрузку пенсионной системы на рынок государственных ценных бумаг: объем рынка корпоративных и банковских облигаций превысил на 1 января 2008 г.

Но обеспечивающие более высокую доходность, эти виды вложений остаются весьма рискованными, подтверждением чего может служить, например, падение котировок на российских фондовых рынках 22 мая 2006 г.

Равнодушное отношение населения к реформе становится все более зримым препятствием на пути ее реализации. Как уже отмечалось, полноправные, а с 2005 г.

По оценкам МЭРТ 2002 г. Потенциальные векторы позитивного влияния накопительной пенсионной реформы включают следующие направления: легализация доходов, при благоприятных тенденциях развития финансовых рынков — повышение благосостояния пенсионеров, а также - создание рабочих мест в новых финансовых институтах.

Как известно, последнее условие уже оказалось нарушенным в самом начале реформы. Кроме того, с точки зрения первых шагов реформы, очевидно, что были допущены серьезные ошибки в отношении популяризации ее идей и механизмов среди населения.

Просветительская работа по вопросам реформы в России явно была отодвинута на второй план. В течение года с некоторыми разъяснениями выступали лишь представители ПФ и участвующих в разработке реформы министерств, и только в конце года ряд средств массовой информации организовали публичное представление проекта реформы населению. Нельзя не отметить, что сами частные управляющие компании и впоследствии НПФ также были крайне пассивны как с позиций PR, так и конкретных действий по привлечению вкладов населения.

В частности, известны единичные случаи, когда частные управляющие компании предложили клиентам диверсифицированные инвестиционные портфели. В итоге, как показали социологические исследования, замысел и содержание реформы для населения были малопонятными. Как следствие, о своем праве выбирать, кому доверить управление пенсионными накоплениями, в 2003 г.

Законодательные изменения 2004-2005 гг. Изменения в распределительном компоненте Реформа распределительной части пенсионной системы для пенсионеров не носила принципиального характера, поэтому и существенных изменений в ходе ее реализации в 2002-2004 гг.

Основные векторы изменений относились к повышению уровня пенсионного обеспечения жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. В ноябре 2003 г. В мае-августе 2004 г. Кроме того, в мае 2004 г. Для застрахованных наиболее значимым изменением в распределительной подсистеме пенсионного обеспечение стало то, что индивидуальные предприниматели и адвокаты отстояли установление предельной величины фиксированного платежа страховых взносов в абсолютном размере 3600 руб.

Минимальный размер фиксированного платежа в мае 2002 г. Изменения налогового законодательства и их влияние на пенсионную систему Переход от формирования доходной части бюджета ПФ за счет страховых взносов, собираемых самим ПФ, к ее формированию за счет налогов — ЕСН, порядок уплаты и размеры тарифов которого регламентируются Налоговым кодексом, предопределил проблемы с финансированием трудовых пенсий, возникшие в ПФ с 2005 г.

То обстоятельство, что доходы ПФ формируются за счет ЕСН, означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых поступлений в пенсионную систему принимаются различными ведомствами, цели которых часто не совпадают. На ЕСН была возложена двоякая задача — выступать источником финансирования социальных обязательств государства и одновременно служить инструментом политики легализации занятости и доходов населения.

Решение второй задачи виделось Минфину России в еще более значительном, чем это было сделано в 2001 г. В результате летом 2004 г. Начиная с 1 января 2005 г. Эффективная ставка ЕСН сократилась еще значительнее. Поскольку объем обязательств пенсионной системы не только не сократился, но и продолжал увеличиваться, сокращение ЕСН привело к ухудшению обеспеченности выплаты страховой и базовой части трудовой пенсии поступлениями в ПФ и, соответственно, к росту зависимости ПФ от средств федерального бюджета, доля совокупных поступлений из которого в бюджете ПФ в 2007 г.

В результате, недостаточность налоговых поступлений в ПФ стала одним из факторов несбалансированности его бюджетов. Изменения в организации накопительного компонента В октябре 2003 г. Реально в связи с затянувшимся принятием подзаконных актов и более поздними сроками проведения конкурса по отбору управляющих компаний процесс стартовал с нарушением сроков. Рассылка извещений также заняла у ПФ больше времени, чем предполагалось, поэтому сроки выбора компании были сдвинуты на 3 месяца Последующие годы показали, что документооборот занимает больше времени, чем это предполагалось в начале реформы, в результате, в 2005 г.

Соответственно, сроки подачи заявлений гражданами передвинулись с 1 октября до 31 декабря года, следующего за отчетным. Сроки рассмотрения заявлений граждан ПФ сместились с 1 декабря того года, в котором было подано заявление, до 1 марта следующего. А сроки перевода средств в управляющую компанию или НПФ — до 31 марта года, следующего за годом подачи заявления. Летом 2004 г.

Поправки к закону об инвестировании в мае 2005 г. Аргументом в пользу такого решения выступало снижение административных расходов на сопровождение реформы.

По мнению сотрудников ПФ, ежегодно печатается и рассылается огромное количество бланков заявлений, которые затем не используются. Нельзя не отметить, однако, что данная поправка увеличивает транзакционные издержки населения, связанные с выбором частной компании или частного страховщика.

В целом, можно сказать, что создание регламентов отставало от хода реформы. Предусмотренные законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии стандарты раскрытия информации были утверждены Минфином только в середине 2005 г. Соответственно, лишь с 2006 г. Федеральная служба по финансовым рынкам начала размещать в открытом доступе отчеты о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений управляющими компаниями и НПФ[19] — информацию, без которой даже заинтересованным гражданам трудно принимать решения о выборе управляющей компании или страховщика.

Итоги реформирования и будущие вызовы пенсионной системе Обратимся к тем первоначальным целям, ради достижения которых реформа задумывалась и реализовывалась табл. Из долгосрочных факторов глобального характера, которые стоят практически перед всеми странами, в которых действуют пенсионные системы, наибольшее влияние оказывают демографические факторы и соотношение различных возрастных когорт.

Старение населения на фоне сокращения численности трудоспособных возрастов породило системный кризис российской пенсионной системы в 1990-х. Новая система должна была ослабить зависимость финансового обеспечения от демографических факторов. В той конфигурации, в которой реализуется пенсионная реформа в настоящее время, эта связь не ослаблена.

Две самые мощные подсистемы — базовая и страховая — по-прежнему строятся на принципе солидарности поколений, при котором пенсии нынешнего контингента пенсионеров финансируются поколением, которое находится в трудоспособном возрасте. Новая пенсионная система имела своей целью создание страховых механизмов, которые позволили усилить ответственность самого работника за свою будущую пенсию и установить связь между ее размером и реальным трудовым вкладом в течение трудовой жизни.

Отсутствие такой связи в прежней системе распределительного типа относилось к числу наиболее выраженных ее изъянов. В ходе пенсионной реформы эта цель во многом была реализована: в 2002-2004 гг.

Однако события 2005 г. Попытка компенсировать экономические потери пенсионеров в связи с монетизацией социальных льгот привели к внеплановой масштабной индексации базовой части пенсии.

Страховая пенсия утратила свою основную долю и, соответственно, функцию в пенсионной системе. Как показали прогнозные оценки на среднесрочную перспективу, прецедент 2005 г. Это означает смещение пенсионной системы от страхового принципа к системе социального обеспечения. Ослабление зависимости от демографических факторов поставили перед будущей пенсионной реформой вопрос о создании накопительной системы, при которой будущая пенсия или ее часть финансируется самим работником из его долгосрочных накоплений в период его трудовой активности.

Пенсионная реформа предусмотрела формирование этой системы, но реальная доля этого элемента с точки зрения финансовых активов, аккумулируемых в подсистеме, и охвата возрастных групп населения, вошедших в нее, очень ограничена.

Оценка эффективности системы будет возможна лишь после 2022 г. Попытки отказаться от формирования — пусть и не очень большого — накопительного элемента в пенсионной системе ради восстановления текущей сбалансированности бюджета ПФ, которые предпринимаются в последнее время, поставят под угрозу будущую финансовую устойчивость пенсионной системы[20].

Прежняя пенсионная система оказалась не в состоянии обеспечить социально приемлемый уровень пенсий подавляющему большинству российским пенсионерам. Это был главный социальный вызов будущей пенсионной системе. Пенсионная реформа на фоне общего экономического роста российской экономики обеспечила положительную динамику размера пенсий практически для всех категорий получателей, который в 2002-2004 гг. Среднесрочные прогнозы показывают, что даже при сценарии ускоренных индексаций пенсий этот уровень можно поднять до полутора ПМП.

Однако, во-первых, это значение в реальности не может рассматриваться как серьезное социальное достижение системы, во-вторых, ускоренный сценарий может оказаться финансово нереализуемым, в-третьих, как уже отмечалось, он ведет к перерождению страховой системы в систему пенсионного обеспечения.

Высокая демографическая нагрузка в пенсионной системе на протяжении длительного времени заставляла поддерживать высокий уровень налоговых тарифов на работодателя, что служило объективным тормозом для экономического роста. Пенсионная реформа ставила своей целью снижение налогового бремени на работодателя. В значительной мере эту проблему удалось решить.

Проблема, однако, в том, что реформа пока не реализована в части создания профессиональных пенсионных систем, где экономические издержки и социальные обязательства работодателя неизбежно резко возрастут. Тем самым, сегодняшний эффект может оказаться лишь временным достижением пенсионной системы. Достижением дореформенного института пенсионного обеспечения был широкий охват населения пенсионной системой. Будущей национальной пенсионной системе предстояло сохранить это достижение.

Однако новое пенсионное законодательство не включает в страховую систему значительные по численности группы населения, в первую очередь, учащуюся молодежь, тем самым, не позволяя им приступить к накоплению трудового стажа и суммы страховых отчислений. Значительное влияние на финансовое положение в пенсионной сфере оказывает существование значительного по масштабу неформального экономического сектора и широкое распространение неформальных и теневых отношений на рынке труда.

Создание стимулов к легализации оплаты труда как основы для формирования будущей страховой пенсии составляло одну из целей пенсионной реформы.

Эта задача казалась тем более реалистичной на фоне изменения шкалы подоходного налога и либерализации порядка его взимания. Однако на практике эта связь оказалась не столь очевидной. Репрезентативные обследования населения показывают, что эти две весомые меры не сократили, а лишь слегка реструктурировали неформальный сектор рынка труда. Значительная часть трудовых доходов по-прежнему носят теневой и неформальный характер. Прежняя пенсионная система оказалась неэффективной в значительной мере по причине государственного монополизма в управлении системой.

Реформа была направлена на устранение этого монополизма, создание конкуренции, эффективное включение в пенсионную систему институтов частного сектора. Сегодня реальных шагов в этом направлении не сделано. Более того, созданы все возможности для дальнейшей монополизации ПФ всех важнейших функций в системе пенсионного обеспечения и шире — в системе государственного социального страхования. Интегральной целью реформы являлась выработка механизмов обеспечения финансовой устойчивости национальной пенсионной системы.

Текущее финансовое состояние ПФ и среднесрочный прогноз показывает высокие риски финансового дефицита при различных экономических и политических сценариях.

Среднесрочный прогноз показывает высокую вероятность хронического дефицита ПФ, начиная с 2005 г. В последующем эта тенденция, вероятнее всего, сохранится. Тем самым, реформа не смогла обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость новой пенсионной системы. События в пенсионной сферы в течение первых десяти лет с начала экономических реформ показали опасность высокой степени ее зависимости от текущих экономических кризисов и политических приоритетов.

ПРОЕКТЫ ИНСОРа

Этапы развития пенсионной системы РФ Этапы развития пенсионной системы РФ Пенсионные реформы, которые происходили в новейшей истории России, можно разделить на основные этапы, приуроченные к тому или иному году. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии — Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии.

Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками. В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.

В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам — в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности с 2005 года до 30 млн.

Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму или часть на накопительную часть пенсии. Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.

В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. В следующем году она составила 463 тыс. В 2010 году проведена масштабная валоризация — то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа.

Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части — страховую и накопительную. Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

Состояние своего лицевого счета можно узнать на едином портале государственных услуг www. Изменились тарифы страховых взносов для самозанятого населения Увеличился размер страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей.

Теперь вместо 14 386,32 рублей индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в размере 32 479,20 рублей в год. Создана новая пенсионная формула и пенсионный калькулятор В июне 2013 года на сайтах Пенсионного фонда России и Министерства труда был опубликован пенсионный калькулятор, с помощью можно рассчитать условный размер будущей пенсии. В октябре Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая теперь учитывает стаж и возраст выхода на пенсию.

Согласно новым пенсионным правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2025 году достигнет отметки в 15 лет. Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года. Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления — они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами. В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров — учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год.

Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения — теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года. Трудовая пенсия по старости с 1 января 2015 года трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии: накопительную пенсию.

С 1 января 2015 года в России действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Возможность выбора варианта пенсионного обеспечения. Начала свою работу система гарантирования прав застрахованных лиц в отношении пенсионных накоплений в НПФ. Ваc также может заинтересовать:.

Распоряжение Правительства РФ от N р (ред. от уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения ее.

Этапы развития пенсионной системы РФ

Они оказались не в состоянии взять на себя ответственность и приняться за решение проблем, которые встали перед ними, и поэтому последовали по пути Хедрона. Это, пожалуй, служит убедительным доказательством того, что Диаспар не выдержал испытания, если так много его граждан не сумели принять первый -- за многие миллионы лет -- реальный вызов жизни, подумал Джизирак. Тысячи и тысячи их уже бежали в короткое забытье Хранилищ Памяти в надежде, что, когда они снова пробудятся, нынешний кризис будет уже преодолен и Диаспар снова станет самим собой, таким знакомым и привычным.

Что поделать -- их ожидало разочарование.

Однако оно существенно изменилось, по сравнению с несовершенной исходной моделью; впрочем, большинство переделок были незаметны глазу.

За свою долгую историю человек перестраивал себя неоднократно, стремясь уничтожить болезни, унаследованные телом. Исчезли такие необязательные принадлежности, как ногти и зубы. Волосы остались только на голове, на теле же - отсутствовали. Но более всего человека Рассветных Веков поразило бы наверное, исчезновение пупка; его необъяснимое отсутствие дало бы много пищи для размышлений.

Пенсионное страхование – страхование с целью формирования источников Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система В Европе можно выделить три основных направления развития пенсионных реформ.


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий