+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Решение верховного суда о назначении пенсии

При несогласии с решением пенсионного органа гражданин вправе . При этом суд вправе обязать назначить пенсию со дня.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Взяли пример с Намибии: Верховный суд принял скандальное решение по пенсиям в "Л/ДНР"

решение верховного суда о назначении пенсии
Топ-5 решений Верховного Суда по административным делам право на назначение пенсии по инвалидности государственного.

Выход на пенсию — процедура не из легких, и сопровождается немалой бумажной волокитой, к тому же имеет ряд особенностей, продиктованных постоянным реформированием системы. И, к сожалению, нарушения, связанные с оформлением, начислением и выплатой пенсий, — далеко не редкость в наше время.

Пенсионеры сталкиваются и с невозможностью доказать свой страховой стаж Пенсионному фонду, и с необоснованным отказом ПФ принять заявление о назначении пенсии, и, конечно же, с нарушениями при определении размера пенсии. С еще большими трудностями сталкиваются переселенцы и жители оккупированных территорий. Суть дела При оформлении пенсии по возрасту заявитель представляет Пенсионному фонду документы, подписанные органами власти оккупированной территории.

ПФ отказывает в назначении пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что к стажу заявителя нельзя отнести период, подтвержденный архивными справками, подписанными должностными лицами "ДНР". В первый раз заявитель, обратившись в ПФ, предоставил все необходимые документы, но фонд отказал в назначении пенсии по возрасту, ссылаясь на то, что согласно предоставленным документам страховой стаж заявителя составляет 12 лет, а необходимый страховой стаж — 15 лет.

В страховом стаже заявителя не учтен период работы, указанный в трудовой книжке колхозника за 1976. И свой отказ ПФ обосновал отсутствием уточняющих справок предприятия для подтверждения трудового стажа колхозника.

Заявитель подал уточняющие справки в ПФ, но последний снова отказал в назначении пенсии, сославшись на то, что уточняющие справки не могут быть приняты во внимание, поскольку они предоставлены организациями, которые отсутствуют в ЕГР. Заявитель обратился в суд с целью обжаловать отказ ПФ. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали отказ фонда неправомерным, и обязали ПФ рассмотреть заявление истца с учетом уточняющих справок. Фонд обратился в ВС с кассацией, потребовав отменить предыдущие судебные решения, настаивая на том, что архивные справки, подписанные должностными лицами так называемой "ДНР", не могут быть признаны.

Решение ВС Верховный Суд напомнил, что основы и механизмы назначения, перерасчета и выплаты пенсий из средств Пенсионного фонда регулируются Законом об общеобязательном государственном пенсионном страховании и Законом о пенсионном обеспечении.

В соответствии со статьей 56 Закона о пенсионном обеспечении трудовая книжка является основным документом, который подтверждает стаж работы. При отсутствии трудовой книжки трудовой стаж устанавливается на основании других документов, выданных по месту работы, службы, учебы, а также архивными учреждениями.

Истец для подтверждения периода работы в колхозе, в том числе сведений о количестве отработанных дней, дополнительно представил справки из архива. Относительно утверждения Пенсионного фонда о том, что справки, выданные на временно оккупированной территории, не могут быть приняты во внимание, Верховный Суд разъяснил следующее. К указанным правоотношениям должны применяться исключения Международного суда ООН.

Названные исключения предполагают, что документы, выдаваемые на оккупированных территориях или оккупационными властями, должны признаваться, если их непризнание влечет за собой серьезные нарушения или ограничения прав граждан. Также Верховный Суд подчеркнул, что практика Европейского суда по правам человека также подтверждает принцип признания решений оккупационных властей, если они влияют на интересы граждан.

Так, в делах "Лоизиду против Турции"1, "Кипр против Турции"2 обязательства игнорировать, не принимать во внимание действия существующих de facto органов и институтов оккупационной власти далеки от абсолютного, — для людей, проживающих на этой территории, жизнь продолжается.

Действия данной власти, касающиеся сказанного, не могут просто игнорироваться третьими странами или международными организациями, особенно судами, если они лишают людей, проживающих на этой территории, их прав. Поскольку отказ принимать такие документы влечет за собой серьезные нарушения прав, в частности права заявителя на оформление пенсии. Тем не менее ВС отметил, что акты оккупационной власти принимаются в исключительных случаях когда отказ от признания таких актов нарушает права граждан.

Признание в ограниченном контексте защиты прав жителей оккупированных территорий никоим образом не легитимизирует оккупационную власть.

Топ-5 решений Верховного Суда по административным делам

Комментарии Российской Газеты Верховный суд прояснил острые вопросы по спорам вокруг пенсий В связи с внесением изменений в законодательство, регулирующее пенсионные отношения застрахованных лиц, и возникшими у судов вопросами Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9 и 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", постановляет дать судам следующие разъяснения: 1.

Обратить внимание судов, что в силу пункта 1 части 1 и части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации далее - ГПК РФ дела по спорам об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий, подведомственны судам общей юрисдикции.

В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий орган по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение и или обратиться в суд с соответствующими требованиями пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых" пенсиях в Российской Федерации" далее - Федеральный закон N 173-ФЗ. Иски по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, предъявляются по общему правилу территориальной подсудности - по месту нахождения ответчика соответствующего органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию.

При проверке судами правильности уплаты государственной пошлины гражданами, обращающимися в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям с исковыми заявлениями, следует учитывать льготы, установленные для определенной категории лиц, перечисленных в статье 336 [36] Налогового кодекса Российской Федерации. Истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333 [36] части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В силу подпунктов 2 и 5 пункта 2 статьи 333 [36] части второй Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются также истцы, являющиеся инвалидами I и II групп, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

При этом истцы, не являющиеся получателями пенсии за исключением истцов-инвалидов I и II групп и истцов, обращающихся в защиту прав и законных интересов ребенка , по спорам, связанным с реализацией права на пенсию, уплачивают государственную пошлину в размере и порядке, предусмотренных статьями 333 [19] и 333 [20] части второй Налогового кодекса Российской Федерации. При удовлетворении требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы в том числе и уплаченная государственная пошлина подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333 [20] части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" далее - Федеральный закон N 167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333 [36] части второй Налогового кодекса Российской федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333 [19] и 333 [20] части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

При подаче органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, апелляционных и кассационных жалоб государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а при подаче указанными органами надзорных жалоб - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера подпункты 4 и 9 пункта 1 статьи 333 [19] части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Обратить внимание судов на то, что в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" далее - Федеральный закон N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты перечисления страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона N 167-ФЗ застрахованные лица вправе беспрепятственно получать от работодателя страхователя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. При невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.

В таких случаях на основании статьи 43 ГПК РФ органы Пенсионного фонда Российской Федерации должны привлекаться судом к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца. В случае удовлетворения требования истца взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.

Право на трудовую пенсию согласно статье 3 Федерального закона N 173-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, и нетрудоспособные члены их семей. Действие Федерального закона N 173-ФЗ распространяется также на застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно и или временно проживающих на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами.

Статья 5 Федерального закона N 173-ФЗ предусматривает следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Для назначения пенсии по старости на общих основаниях в силу статьи 7 Федерального закона N 173-ФЗ наряду с достижением возраста требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет.

В то же время в случае назначения трудовых пенсий по инвалидности статья 8 Федерального закона N 173-ФЗ или по случаю потери кормильца статья 9 Федерального закона N 173-ФЗ , в отличие от пенсии по старости, продолжительность страхового стажа юридического значения не имеет.

При этом необходимо, чтобы инвалид или кормилец когда-либо относился к числу застрахованных лиц. Если инвалид или умерший кормилец не относился к застрахованным лицам, а также при наличии предусмотренных в пункте 4 статьи 8 и пункте 11 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" далее - Федеральный закон N 166-ФЗ обстоятельств, исключающих возможность назначения трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца, Назначается соответственно социальная пенсия по инвалидности или социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию включая пенсионное с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета не ранее 10 июля 2007 года размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.

Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога взноса и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ. Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств , исключает возможность включения в страховой стаж; этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Данные периоды засчитываются в страховой стаж в календарном порядке, то есть по фактической продолжительности, при условии, что им предшествовали и или за ними следовали периоды работы и или иной деятельности независимо от их продолжительности , в течение которых лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию. Рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-I, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе N 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях или досрочной.

Вместе с тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-I в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и или иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 года, так и после этой даты.

В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается. Если гражданин обратился с аналогичным заявлением по истечении указанного периода - после 31 декабря 2009 года, то перерасчет страховой части следует производить по общим правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 20 Федерального закона N 173-ФЗ для перерасчета размера трудовой пенсии, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление, при условии одновременного представления им документов, подтверждающих наличие названных периодов.

Трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет , назначается по основаниям, предусмотренным статьями 27, 271 и 28 этого Закона. В соответствии со статьями 27 и 271 названного Закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным статьей 28 этого закона, связано с обстоятельствами, признаваемыми законодателем социально важными или социально уважительными.

Согласно статьям 27, 271 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу пункта 2 статьи 271 Федерального закона N 173-ФЗ при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, к гражданам из числа работников летно-испытательного состава применяются постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения Граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава" и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 года N 577, от 2 ноября 2009 года N 883.

Рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости , судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными муниципальными органами к примеру, архивными. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами , а также по другим причинам вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин , не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".

Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы работы в определенных условиях , определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания.

Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.

В случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ , период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.

При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом частное учреждение либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием государственное или муниципальное учреждение.

При этом форма собственности государственная, муниципальная, частная учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пункт 3 названных Правил.

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке пункт 5 названных выше Правил. Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа рабочем поселке , период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и или в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии но старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" далее - постановление N 1066.

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа рабочем поселке засчитывался в стаж работы в льготном порядке за 1 год и 3 месяца независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Льготный порядок исчисления 1 год работы за 1 год и 6 месяцев предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил. Разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ , необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.

Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки , а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки , установленной за ставку заработной платы должностной оклад , за исключением случаев, определенных пунктом 4 Правил.

В силу подпункта "в" пункта 8 Правил работа в должности директора начальника, заведующего , заместителя директора начальника, заведующего учреждений, указанных в пунктах 1. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1. Аналогичное правило применяется и к случаям работы в детских садах, садах-яслях, детских яслях, в межшкольных учебно-производственных комбинатах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Периоды работы в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в числе которых директор начальник, заведующий , заместитель директора начальника, заведующего в учреждениях, указанных исключительно в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, с 1 января 2001 года, если на указанную дату у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, названных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и факт работы независимо от ее продолжительности в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года пункт 12 Правил.

При отсутствии данных условий такой период в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не засчитывается. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, а женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и не менее 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и не менее 20 лет.

При подсчете специального стажа работы следует учитывать, работал ли истец по профессии занимал ли должность , указанной указанную в Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272, и была ли выполняемая им работа сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, указанных в этом Списке например, занятость на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов для монтеров пути, бригадиров.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 года, введены новые правила назначения пенсии работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях исследованиях опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

Согласно пункту 1 статьи 27 [1] Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях исследованиях опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и не менее 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

Обратить внимание судов на то, что при назначении такой пенсии периоды военной службы в должностях летного состава и или периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии наличия у гражданина на момент установления пенсии не менее двух третьих стажа на работах в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, названных в пункте 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 года N 384.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 [1] Федерального закона N 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Учитывая, что вышеназванной нормой не предусмотрена возможность снижения возраста при досрочном назначении пенсии работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и осуществлявшим указанную деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такая пенсия может быть назначена мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и не менее 15 лет независимо от местности, в которой осуществлялась эта работа и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и не менее 20 лет подпункт 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.

Данное правило применяется и к случаям, когда такая работа имела место до 1 января 2005 года времени вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, который дополнил Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" статьей 281 , поскольку и по действовавшему до 1 января 2002 года Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" далее - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I работники инженерно-технического состава, занятые на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не имели права на снижение на 5 лет возраста, установленного для досрочного назначения пенсии, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Такое право в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространялось лишь на лиц, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда на основании статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I.

Работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, пенсии ранее достижения пенсионного возраста при наличии к тому оснований назначались в соответствии со статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I, то есть за выслугу лет. Решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 281 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

Обратить внимание судов на то, что исходя из пункта 5 названных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ , а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени пункт 6 Правил.

Особый порядок установлен для исчисления стажа работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных в пунктах 7, 13 и 15 этих Правил полевые геологические работы, работы в течение полного навигационного периода, полного сезона, подземные работы. Согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях , то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости, независимо от момента его окончания до или после этой даты. Исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации преобразования в расчетный пенсионный капитал.

При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации преобразования в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее: 1 оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года.

Застрахованным лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, оценка пенсионных прав, приобретенных ими на 1 января 2002 года, должна быть произведена не позднее 1 января 2011 года либо до указанной даты - одновременно с назначением трудовой пенсии пункт 12 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ ; 2 расчетный пенсионный капитал, то есть учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии абзац четвертый статьи 2 Федерального закона N 173-ФЗ.

При несогласии с решением пенсионного органа гражданин вправе . При этом суд вправе обязать назначить пенсию со дня.

Верховный суд признал документы, выданные ЛДНР для назначения пенсии

Они исходили из того, что для документов, выданных правительствами непризнанных территорий, должны применяться так называемые "намибийские исключения", которые используются в международном праве.

В связи с оккупацией Намибии ЮАР, в 1971 году Международный суд ООН сформулировал так называемые "намибийские исключения" из общих правил непризнания оккупации Намибии. Исключения состояли в том, что выданные оккупационными властями ЮАР документы должны были повсеместно признаваться, но только в том случае, если их непризнание повлекло бы серьезные нарушения или ограничения прав граждан. По аналогии, "намибийские исключения" стали широко использоваться и в других похожих ситуациях.

В основном, это происходило в делах по установлению фактов смерти либо регистрации рождения ребенка. Поэтому "намибийские исключения" начинают применять и по другим вопросам. В данном случае — в деле о назначении пенсии. Этот суд постоянно применяет "намибийские исключения" в своей практике. В последнем деле ЕСПЧ указал следующее: "Обязательства игнорировать, не принимать во внимание действия существующих de facto органов и институтов власти. Для людей, проживающих на этой территории, жизнь продолжается.

И эту жизнь нужно сделать более сносной и защищенной фактической властью, включая их суды; и только в интересах жителей этой территории действия данной власти, которые имеют отношение к сказанному выше, не могут просто игнорироваться третьими странами или международными организациями, особенно судами, в том числе и этим ЕСПЧ.

Решить иначе означало бы вовсе лишать людей, проживающих на этой территории, всех их прав всякий раз, когда они обсуждаются в международном контексте, что означало бы лишение их даже минимального уровня прав, которые им принадлежат". Примечательно, что решение Верховного суда идет вразрез с решением Верховной Рады от января 2018 года.

Новости "Пусть потерпят": Рева высказался о двойных пенсиях для жителей Донбасса Только для документов, подтверждающих факты рождения или смерти, было сделано исключение: законом определено, что такие документы могут использоваться органами государственной власти Украины в качестве доказательств для выдачи свидетельств о рождении или смерти.

Однако на документы, которые касались других жизненных ситуаций, закон не распространялся. Теперь же, после нашумевшего решения Верховного суда, появилась возможность использовать документы самопровозглашенных "республик" и для других целей, кроме фиксации фактов рождения и смерти. Но для этого придется обращаться в суд. Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь "горящие" новости!

Азарова Е. Азарова, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации. В Постановлении п. Главной целью пенсионного обеспечения является предоставление человеку средств к существованию. Поэтому Пленум ориентирует суды на необходимость своевременного, тщательного и непредвзятого рассмотрения и разрешения пенсионных споров. Если в ходе рассмотрения пенсионных дел выявляются случаи нарушения законности при назначении и выплате гражданам трудовых пенсий, суды не должны пренебрегать предоставленным им правом вынесения частных определений.

Такие определения согласно ст. Изложим основные положения данного Постановления. В Постановлении отмечается п. Это могут быть споры об установлении трудовой пенсии или отказе в ее установлении, о выплате пенсии, об удержаниях из пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии, а также иные споры, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий.

При несогласии с решением пенсионного органа гражданин вправе обжаловать его в вышестоящий пенсионный орган по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение и или оспорить в суде. Иначе говоря, в суд за разрешением спора с территориальным органом ПФР можно обращаться, минуя ведомственную инстанцию — вышестоящий орган ПФР. Допускается также и одновременное обращение в вышестоящий пенсионный орган и в суд. Пенсионные права являются имущественными.

При разрешении вопроса о подсудности пенсионного спора, отмечается в п. Таким образом, Верховный Суд РФ постановил считать наиболее распространенные иски — по спорам об отказе в назначении пенсии — не подлежащими оценке. Это не только определяет их подсудность районному суду, а не мировому судье, но и сказывается на размере государственной пошлины. Представляется, что исками, не подлежащими оценке, могут быть признаны также иски о включении в страховой или специальный трудовой стаж тех или иных периодов трудовой и иной деятельности, без учета которых не может быть решен вопрос о назначении пенсии.

По правилам ст. Исключение из этого правила, установленное ч. Если истцом является территориальный орган ПФР это, как правило, дела о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии , иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

Согласно ст. Учитывая социальную значимость дел указанной категории, Пленум обратил внимание судей на необходимость соблюдения этих сроков. Своевременному рассмотрению таких дел, по мнению Верховного Суда РФ, должна способствовать их тщательная подготовка к судебному разбирательству, в том числе при необходимости с проведением предварительного судебного заседания п.

Приняв исковое заявление, судья выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые следует совершить сторонам, другим лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий. Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому гражданскому делу и проводится судьей с участием сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей ст. В ходе такой подготовки уточняются фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; решается вопрос о составе участвующих в деле лиц, ими представляются необходимые доказательства ст.

Важное для истцов правило содержится в ст. Они вправе заявлять перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые не могут получить самостоятельно без помощи суда. Там же предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству истец передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска, а ответчик представляет в письменной форме истцу и суду возражения относительно исковых требований, а также передает им доказательства, обосновывающие эти возражения.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья, в частности, опрашивает истца по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить в определенный срок дополнительные доказательства; опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет его возражения относительно иска и то, какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены; разрешает вопрос о вызове свидетелей; по ходатайству лиц, участвующих в деле, истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны не могут получить самостоятельно ч.

На предварительном судебном заседании ст. Немаловажное значение имеет материальное обременение лиц, обращающихся за судебной защитой: в частности, необходимость платить государственную пошлину и ее размер. В соответствии с подп. Кроме того, от уплаты пошлины освобождаются истцы по делам о защите любых прав и законных интересов ребенка подп.

Следовательно, как указано в п. В Постановлении не названы еще некоторые категории граждан, которые освобождены от уплаты госпошлины. Размеры госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, предусмотрены ст. При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, госпошлина зависит от цены иска.

Минимальный ее размер — 200 руб. Если в момент предъявления иска определить его цену затруднительно, размер госпошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела.

Если истец освобожден от уплаты госпошлины, она уплачивается ответчиком, не освобожденным от ее уплаты, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. В силу п. Отсрочка или рассрочка предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина составляет для физических лиц — 100 руб.

Как показывает судебная практика, предметом судебных споров является главным образом отказ в назначении пенсии, а такие дела, как уже отмечалось, не подлежат оценке.

Это влечет за собой уплату минимальной госпошлины и делает доступной для граждан судебную защиту их пенсионных прав.

Нередко граждане просят суд не только рассмотреть спор по существу, но и взыскать моральный ущерб, причиненный им необоснованным отказом в назначении пенсии и другими нарушениями их пенсионных прав.

Как гласит ст. Согласно п. Следовательно, вопрос о возмещении морального вреда при нарушении имущественных прав может ставиться и разрешаться, если такая возможность предусмотрена законодателем в отношении права на определенное материальное благо.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пленум п. Если требования истца удовлетворены, в решении должно быть указано, какие именно требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца например, включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение пенсии по старости; взыскать с ответчика недоплаченную сумму пенсии.

Если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии, в решении должно быть указано, с какого времени ответчик обязан ее назначить. При этом суд вправе обязать назначить пенсию со дня обращения истца с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если такая возможность предусмотрена ст.

Нередко судебные решения по пенсионным спорам, принятые в пользу граждан, пересматриваются. Но при этом возможно, что данное решение уже исполняется пенсионным органом. Пленум постановил п. Право на трудовую пенсию и ее размер зависят от уплаты страховых взносов за граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Как отмечено в п. Это вытекает из п. В последние годы появилась судебная практика по искам застрахованных лиц работников к страхователям работодателям с требованием обязать уплатить за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и сдать органам ПФР сведения, необходимые для индивидуального персонифицированного учета.

В ряде случаев суды, принимая решение в пользу истца конкретного застрахованного лица , обязывают страхователя уплатить начисленную сумму страховых взносов только за него, в других случаях суд выходит за пределы заявленных требований и обязывает страхователя перечислить задолженность за всех застрахованных лиц, работающих в данной организации.

Правила учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года N 407 для целей исчисления размера трудовой пенсии, предусматривают, что поступившие суммы платежей по страховым взносам распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов.

В связи с изложенным ПФР обратил внимание своих территориальных органов на необходимость в процессе рассмотрения судами дел данной категории добиваться, чтобы они выносили решения о понуждении уплатить пенсионные страховые взносы и сдать сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении не только истца, а всех работников данной организации. Этим письмом предлагалось при получении информации о предъявлении такого иска заявлять суду ходатайство о привлечении территориального органа ПФР в качестве третьего лица с самостоятельным требованием в порядке, предусмотренном ст.

Что касается взысканных по решению суда со страхователя сумм страховых взносов, поступивших на счета территориальных органов ПФР по исполнительным листам, в том числе и за конкретных работников, то они распределялись по индивидуальным лицевым счетам всех застрахованных лиц, работающих у данного страхователя.

Пленум занял иную позицию. В Постановлении указывается, что в силу ст. При удовлетворении требования истца все взысканные судом суммы подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет в ПФР.

Этот круг лиц не совпадает с кругом наследников по закону, предусмотренных частью третьей ГК РФ, что вызывает у судов вопросы. Верховный Суд РФ указал п. В то же время при отсутствии лиц, перечисленных в п.

Большое внимание Пленум уделил вопросам досрочного назначения пенсий за работу с особыми условиями труда в соответствии со ст. В практике пенсионного обеспечения стали массовыми случаи, когда наименования профессий должностей и или учреждений, в которых работал истец, не совпадают с наименованиями, включенными в специальные списки, согласно которым назначаются пенсии. Таким образом, Пленум ориентирует суды на учет при разрешении пенсионных споров правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им, в частности, в Определениях от 4 марта 2004 года N 81-О и от 18 июня 2004 года N 197-О.

Приведем конкретный пример. Работа в соответствующих должностях в детских домах всех типов и наименований как и в школах, и в школах-интернатах включалась в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, согласно ранее действовавшим Спискам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Путинцева с 1979 года работала во вспомогательной школе-интернате для слепых слабовидящих детей, а Е. Федорова — с 1986 года в детском доме для детей с нарушением интеллекта. Основной целью деятельности данного учреждения являлось, судя по содержанию его уставов, обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление преемственности в воспитании детей-сирот дошкольного, школьного возрастов, детей с отклонениями и недостатками в умственном и физическом развитии, выявление, диагностика детей закрепленных территорий для создания надлежащих условий их обучения и воспитания.

При таких обстоятельствах речь, по сути, идет об установлении тождественности должностей и учреждений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений организаций , имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Разрешение поставленного заявительницами вопроса связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств по конкретному делу.

По мнению Конституционного Суда РФ, из положения п. Установлению такой тождественности указанная норма не препятствует: исключение соответствующей возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в ст.

Конституционный Суд РФ определил, что применительно к данному случаю тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, периодов работы в указанных образовательных учреждениях может быть установлена судами общей юрисдикции см.

Определение от 18 июня 2004 года. Как сказано в п. Назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам соответствующих учреждений организаций независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу ряда статей Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в соответствующих учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Сохраняя для работников государственных и муниципальных учреждений льготные условия назначения пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.

Поэтому до установления соответствующего правового механизма педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество — государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр.

Из-за нечетких формулировок Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность… утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, у судов возникают сложности при определении права на пенсию некоторых категорий работников учреждений дополнительного образования.

Пленум обратил внимание на то, что в силу подп. Работа в данных должностях в этих учреждениях после 1 ноября 1999 года во внимание не принимается.

Далее в Постановлении отмечается, что при применении п. Иначе говоря, периоды работы в указанных должностях названных учреждений после 1 ноября 1999 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не засчитываются безотносительно к тому, отвечают они или не отвечают условиям, установленным п. Действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации Для назначения пенсии по старости на общих основаниях в силу.


Комментарии 3
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий