+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Последствия пенсионной реформы в россии

Россия. Новости России. Новости России сегодня. Впрочем, последствия пенсионной реформы нам еще предстоит оценить.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Последствия пенсионной реформы, о которых не говорят

Эксперт рассказал о последствиях пенсионной реформы

последствия пенсионной реформы в россии
Из-за повышения пенсионного возраста люди не понимают, на что Эксперт рассказал о последствиях пенсионной реформы Эксперт рассказал о последствиях четырёхдневной рабочей недели в России.

Народ поддерживает. Они подбивают, подталкивают меня! Работы нет. Никто не поддерживает эту реформу, утверждает Халил Мингалиев. Вся Россия торговлей занимается. Верхний Уфалей. Уже четверть века западные экономисты обсуждают кризис традиционных пенсионных систем, написаны сотни книг. Внезапность необъяснима. Здесь нужен дифференцированный подход. Но этой информации слишком мало для понимания смысла реформы.

Реальная продолжительность жизни мужчин значительно ниже официальных показателей ожидаемой продолжительности жизни. Мощные советские леспромхозы сменились частными фирмами, которые также требуют меньше работников. Именно семьи. Очень часто это источник финансирования детей, которые лишены работы.

Кроме того, если закон будет реализован, произойдет депрессия рынка труда. На рынке труда изменения происходят очень небыстро. Древнерусскую литературу буду изучать. Иван Валентинович посмеивается. Они должны быть поддержаны либо партией, либо государством.

Как следовало это делать? Тогда уже точно станет ясен уровень рисков. Следует найти способы компенсировать это. Однако решение о выделении денежных средств пожилым людям или инвалидам принимали представители высшего сословия.

Теперь на регулярные пенсионные выплаты могли рассчитывать все военные и гражданские служащие. Суммы зависели от срока службы; пенсионный возраст мог снизиться, если человек был болен. Помощь предназначалась бедным, хотя необходимость пособия не всегда подтверждалась проверяющими.

Размер выплат был одинаков для всех Россия, 1903 Законопроект С. Большинство стран начинает вводить систему обязательного социального страхования.

Год повышения пенсионного возраста

Пенсионная система может считаться справедливой, когда она позволяет поддерживать приемлемый уровень жизни пенсионеров и при этом не оказывает значимых негативных эффектов на экономическое развитие.

Повышение пенсионного возраста само по себе не способно решить долгосрочные проблемы российской пенсионной системы. Читать в pdf версии Реформа пенсионной системы постоянно обсуждается в правительстве РФ и в экспертном сообществе. Нередко дискуссия выплескивается в публичное пространство. Конкретных решений пока нет, но нетрудно заметить, что эта тема крайне болезненно воспринимается российским обществом. Прежде всего потому, что имевшиеся попытки выстраивания долгосрочной модели пенсионной системы в нашей стране нельзя признать успешными.

У неискушенного наблюдателя может создаться впечатление, что пенсионная реформа — чуть ли не ключевой элемент экономической повестки, от которого зависит успешное развитие экономики в ближайшие годы.

Но так ли это? Необходимость скорейших изменений в модели пенсионного обеспечения обосновывается тремя основными тезисами. Тезис первый — демографический, основывающийся на том, что численность населения в трудоспособном возрасте быстро снижается и при текущих параметрах пенсионной системы прежде всего это возраст выхода на пенсию пенсионная нагрузка на экономику и работающих граждан может стать неприемлемо высокой.

Тезис второй — бюджетный: растущие объемы трансферта в пенсионную систему так называемый дефицит бюджета Пенсионного фонда России, ПФР являются непосильным бременем для государственных финансов. Тезис третий — структурный, утверждающий, что механизмы выхода на пенсию несовершенны и в системе слишком много пенсионеров-льготников. В качестве радикального способа решения этих проблем зачастую рассматривается форсированное повышение пенсионного возраста. Однако пенсионная система — это еще и важный элемент экономики, оказывающий влияние на ее развитие по целому ряду каналов.

Поэтому и действия по реформированию пенсионной системы следует рассматривать с точки зрения комплексного воздействия на экономическую динамику. Попытки решения фискальных задач на основе изменения параметров пенсионной системы несут долгосрочные риски, главный из которых — подрыв доверия к социальной политике государства в обществе. Рассмотрим теперь каждую из групп аргументов в пользу радикальной пенсионной реформы более подробно.

Непосильное пенсионное бремя — миф Перспективная демографическая ситуация в России отнюдь не выглядит катастрофической. Реальная демографическая нагрузка, на наш взгляд, определяется не динамикой населения в трудоспособном возрасте, а соотношением числа иждивенцев и занятых. А здесь в ближайшие десятилетия все будет не так плохо см. Даже в самых жестких демографических сценариях уровень демографической нагрузки, рассчитанный таким образом, к 2050 году не превысит уже фиксировавшихся в конце 1990-х годов значений.

И это без учета роста производительности труда в последние пятнадцать лет и ее прогнозируемого роста в период до 2050 года. Если же обратиться к межстрановым сопоставлениям, то можно сделать вывод, что текущий уровень демографической нагрузки в РФ весьма умеренный. Не чрезмерно высок и уровень пенсионной нагрузки на российскую экономику. Таким образом, Россия направляет на пенсионное обеспечение относительно небольшой объем ресурсов.

При этом очевидно, что при текущем уровне оплаты труда в нашей стране средняя зарплата в 2017 году — 39 тыс. Еще одно следствие низкого уровня оплаты труда в российской экономике — невозможность формирования сколько-нибудь значимого обязательного накопительного компонента пенсионной системы.

Для подавляющей части населения РФ попытки заставить население формировать пенсионные накопления могут приводить только к снижению уровня потребления, которое по своей структуре, с преобладанием в ней продуктов питания и обязательных платежей, носит архаичный характер. В текущих условиях накопительные пенсионные программы могут иметь добровольный либо корпоративный характер, обеспечивая возможность сбережения для наиболее обеспеченных слоев населения.

Необходимо также отметить, что существование пенсионеров-досрочников вряд ли можно назвать фактором, который способен резко негативно влиять на экономику. Не бухгалтерский вопрос Ключевой вопрос при обсуждении пенсионной реформы — изменение пенсионного возраста — связан прежде всего с обеспечением социальной справедливости.

Движение границ выхода на пенсию — это не просто изменение объема выплат пенсионерам. Это действие, которое влечет за собой целый шлейф социально-экономических последствий, связанных со структурой занятости, доходов населения, системой социальной поддержки. И оценивать эти последствия надо комплексно. Если рассматривать вопрос пенсионного возраста с точки зрения демографии, то сейчас сложился определенный дисбаланс, связанный, во-первых, с различиями в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, во-вторых, с очень высоким уровнем смертности в России.

Ожидаемая продолжительность жизни женщин после достижения пенсионного возраста равна 26 годам, тогда как у мужчин аналогичный показатель составляет лишь 16 лет. Вероятность дожития до пенсии 20-летних женщин — 0,92, мужчин — 0,70. Если для российских женщин демографические показатели, характеризующие пенсионный возраст, находятся на уровне наиболее экономически развитых европейских стран, то у мужчин они до сих пор неприемлемо низки. Таким образом, никаких разумных демографических аргументов для немедленного повышения пенсионного возраста у мужчин нет.

С учетом демографических характеристик может обсуждаться повышение границ выхода на пенсию для женщин, однако поднятие этой планки лишь для слабого пола вряд ли будет воспринято в обществе однозначно. К тому же здесь могут возникнуть нежелательные косвенные эффекты — в частности, может снизиться рождаемость: не секрет, что многие женщины сегодня принимают решение завести ребенка в расчете на помощь моложавых бабушек-пенсионерок.

Если же процесс изменения возраста выхода граждан на пенсию все-таки будет запущен, он должен быть плавным, чтобы планка повышалась на несколько месяцев в год. Долгосрочные демографически обоснованные ориентиры для возможного повышения пенсионного возраста, согласно нашим расчетам, таковы: 62 года у мужчин и 60 лет у женщин. Эта планка новых пенсионных возрастов должна быть плавно достигнута к 2035 году.

К этому периоду могут быть достигнуты приемлемые уровни ожидаемой продолжительности жизни при достижении новых границ пенсионного возраста и вероятности дожития до них. При более быстром изменении этих границ произойдет существенное ухудшение демографических характеристик для населения пенсионного возраста снижение ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и вероятности дожития до нее. Повышение возраста выхода на пенсию тесно связано с состоянием рынка труда. Смогут ли люди старших возрастов при увеличении границ выхода на пенсию иметь работу, да еще обеспечивающую приемлемый уровень доходов?

Если уровень занятости и оплаты труда в этих группах населения значительно не изменится, то повышение пенсионного возраста попросту приведет к снижению реального уровня их доходов.

Существенного потенциала роста занятости у пожилого населения, вероятно, нет. Об этом свидетельствует как динамика уровней экономической активности лиц пожилого возраста за последние двадцать лет, так и межстрановые сопоставления этих уровней. В числе прочего такая ситуация свидетельствует о не очень высокой востребованности пожилых работников на рынке труда.

Сценарный прогноз Попробуем оценить прямые и косвенные последствия изменения параметров пенсионной системы в средне- и долгосрочной перспективе. Для этого рассмотрим четыре варианта ее развития в рамках двух макроэкономических сценариев.

Наши расчеты показывают, что в долгосрочной перспективе к 2035 году сценарии повышения границ пенсионного возраста предполагают снижение числа пенсионеров примерно на шесть миллионов человек. Снижение пенсий в реальном выражении также приведет к дополнительному вычету из динамики ВВП вследствие сжатия потребления домохозяйств.

Расчеты показывают, что в средне- и долгосрочной перспективе один процентный пункт п. В целом при инерционном развитии экономики единственным способом сохранения роста уровня реальных пенсий является не просто повышение уровня пенсионного возраста, но и увеличение затрат на выплату пенсий по отношению к ВВП до уровней, характерных для стран Восточной Европы.

Устранение дефицита бюджета ПФР при прочих равных условиях ведет к значительному снижению уровня жизни пенсионеров, а также негативно влияет на темпы роста экономики. Считать повышение пенсионного возраста панацеей в решении накопившихся в пенсионной системе проблем — заблуждение. Даже с фискальной точки зрения вы- года от повышения пенсионного возраста неочевидна Примечательно, что в рамках базового макроэкономического сценария положительная динамика реального размера пенсий обеспечивается при всех рассматриваемых вариантах конфигурации пенсионной системы.

Таким образом, ключевое влияние на состояние пенсионной системы оказывают темпы экономического роста. Однако даже в рамках относительно высокой макроэкономической динамики практически невозможно обеспечить соответствие роста реального уровня зарплат и пенсий без увеличения затрат на выплату пенсий по отношению к ВВП. Такое повышение может осуществляться, например, за счет роста трансферта в бюджет ПФР из федерального бюджета либо за счет увеличения объема страховых взносов роста ставок страховых взносов и увеличения базы для их сбора.

Определение пропорций между этими источниками — вопрос приоритетов экономической политики. Куда более важно определить, какую долю произведенных благ общество готово перераспределить в пользу пенсионеров без серьезного ущерба для экономического роста.

Наши оценки показывают, что повышение пенсионных выплат в долгосрочной перспективе на два-три процентных пункта ВВП вряд ли может такой ущерб нанести. Во всяком случае, об этом свидетельствует опыт ряда стран, имеющих схожий с Россией уровень экономического развития. Другие статьи.

Пенсио?нная рефо?рма — годо?в — этап реформирования пенсионной системы .. также конференции (куратор — движение «Суть времени»), посвящённые анализу возможных последствий пенсионной реформы.

Жертвы пенсионной реформы: Каждого пятого предпенсионера власть выкинула за борт

При этом Максим Топилин не уточнил, как именно предлагается реформировать порядок предоставления досрочной пенсии. Госдума поддержала закон о направлении в ПФР средств, конфискованных у коррупционеров 21. Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении закон о направлении в ПФР средств, конфискованных у коррупционеров. ПФР будет направлять указанные средства на выплату страховых пенсий.

Предполагается, что новая норма Бюджетного кодекса РФ начнет действовать уже с 1 января 2019 года. Казначейство высказало предположение, что это 1,8 млрд рублей. Но мы с вами понимаем, что все цифры здесь могут быть только условными. В ПФР также поддержали данную законодательную инициативу. Комитет Госдумы одобрил закон о направлении в ПФР средств, конфискованных у коррупционеров 17. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал депутатам принять в первом чтении закон о направлении в ПФР средств, конфискованных у коррупционеров.

Поправками предусматривается, что с 1 января 2019 года новым источником формирования бюджета ПФР станут средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, полученного в результате совершения преступлений коррупционной направленности и обращенного в доход РФ. Предполагается, что средства, конфискованные в рамках борьбы с коррупцией, пойдут на выплату страховых пенсий. При этом, по расчетам Федерального казначейства, объем таких денежных средств в 2019-2024 годах составит около 1,8 млрд.

Некоторым категориям работников могут сохранить право на досрочную пенсию 13. Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков предложил сохранить возраст выхода на пенсию не только малочисленным народам Севера, но и всем, кто проживает на северных территориях. Соответствующее предложение глава ФНП озвучил в Госдуме на заседании рабочей группы по формированию поправок в законопроект о пенсионной реформе. В ходе заседания глава Комитета по культуре Елена Ямпольская заявила, что также необходимо сохранить досрочный выход на пенсию для представителей ряда творческих профессий.

Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов заявил о необходимости сохранения досрочных пенсий для медработников. Власти готовятся к длительной корректировке пенсионного законодательства 11. По словам премьера, власти будут тщательно следить за тем, как изменяется рынок труда, взаимоотношения между работниками и работодателями после внесения основных изменений в пенсионное законодательство.

И не надувать щеки, а принимать решения. Может быть, даже что-то придется скорректировать. Президент предложил смягчить пенсионную реформу 29. Президент РФ Владимир Путин в ходе своего телеобращения заявил, что необходимо смягчить пенсионную реформу, предложенную правительством. Глава государства напомнил, что в правительственном законопроекте предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет — до 63 лет, а для мужчин на 5 лет — до 65 лет.

Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин.

Также президент предложил установить право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Если четверо детей — на четыре года раньше. Одновременно с этим президент предложил установить особую льготу гражданам, которым предстоит выходить на пенсию по действующему законодательству в ближайшие два года после старта реформы.

Таким гражданам установят право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста. Кроме того, глава государства предложил сохранить действующие условия назначения пенсий для коренных малочисленных народов Севера, а также смягчить повышение трудового стажа для досрочной пенсии. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию.

Госдума поддержала закон о повышении пенсионного возраста 19. При этом планируется установить выход на пенсию в возрасте 65 лет для мужчин с 2028 года и в 63 года для женщин с 2034 года. Как отмечается в сообщении Госдумы , рассмотрение парламентариями изменений в пенсионное законодательство продлилось почти три часа.

В ходе обсуждений выступили глава Минтруда Максим Топилин, а также главы многих думских комитетов. При этом депутаты установили расширенный срок для предоставления поправок в законопроект, который продлится с 18 августа до 24 сентября текущего года.

Повышать пенсионный возраст планируют с 2019 года 14. Повышение пенсионного возраста будет осуществляться поэтапно в течение 10 лет для мужчин и в течение 16 лет для женщин. Комментируя законопроект о реформировании пенсионной системы, глава правительства сообщил, что повышение пенсионного возраста начнется уже с 2019 года и будет проводиться постепенно. При этом, по словам премьера, новые изменения не коснутся лиц, которые уже вышли на пенсию. Также пенсионная реформа не затронет существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий работников.

Кроме того, предлагаемые изменения позволят работникам с большим трудовым стажем выходить на пенсию на два года раньше положенного срока.

По словам премьера, повышение пенсионного возраста позволит ПФР ежегодно повышать пенсии для нынешних пенсионеров примерно на 1 000 рублей в год. Правительство задумалось о повышении пенсионного возраста 28. Правительство намерено обсудить повышение пенсионного возраста на законодательном уровне. Об этом сегодня в телеэфире заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Глава правительства пояснил, что действующий в настоящий момент пенсионный возраст был установлен еще в 1940-е годы, когда средняя продолжительность жизни была гораздо меньше, чем сейчас.

Поскольку в настоящее время продолжительность жизни в стране значительно выросла, это дает основания для того, чтобы вернуться к вопросу о пенсионном возрасте и принять те или иные решения.

В 1929-1937 годы в перечень получателей пенсии вошли рабочие практически всех отраслей экономики. Завершение формирования пенсионной системы произошло в 1937 году, когда право на пенсию было гарантировано лицам, ранее лишенным избирательных прав например, священнослужителям и белогвардейцам , а также государственным служащим Постановление ВЦСПС от 31.

Пенсия по старости предоставлялась: а мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет; б женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.

Право на пенсию не зависело от возможности продолжать работу, а размер пенсии составлял не менее половины заработка работника.

Пенсионная реформа унизит и добьет российских мужчин

Смотреть комментарии Распечатать Отмечаем годовщину объявления пенсионной "реформы". После протестов Владимир Путин объявил, что женщины будут выходить на пенсию в 60 лет.

Большего добиться не удалось. Граждане получили после переизбрания президента России "подарок" от Владимира Путина? Как Кремль повысил градус протеста в стране? На что идут бюджетные средства? Последствия пенсионной "реформы" обсуждают профессор, доктор экономических наук, член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер и социолог, руководитель отдела изучения доходов и потребления "Левада-центра" Марина Красильникова.

Ведет передачу Михаил Соколов. Видеоверсия программы Михаил Соколов: Сегодня мы отмечаем годовщину пенсионной реформы. Год назад появились первые утечки информации о повышении пенсионного возраста, а затем об этом объявило и правительство России. У нас сегодня в студии профессор, доктор экономических наук, член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер, и с нами на связи будет социолог, руководитель отдела изучения доходов и потребления "Левада-центра" Марина Красильникова.

Давайте мы начнем с простенького вопроса. Год прошел, и слава богу, наверное, можно как-то сделать нам вывод, были ли объективные причины, необходимость повышать пенсионный возраст? Евгений Гонтмахер: Я лично свою позицию не поменял. Тогда, год назад, когда было уже в утвердительном тоне сказано, что будет повышаться пенсионный возраст, я и многие мои коллеги, кстати, возражали. Дело заключается не в том, что мы принципиально против такого, пенсионный возраст, который был 60 для мужчин и 55 для женщин, в Советском Союзе был установлен чуть ли не в 1930-е годы.

Михаил Соколов: Но не для всех. Евгений Гонтмахер: Он сначала был для определенных профессиональных групп, но в 1956 году был принят всесоюзный закон о пенсиях, для всех был установлен такой пенсионный возраст.

Михаил Соколов: Колхозникам только в 1960-е годы дали. Евгений Гонтмахер: Колхозникам выровняли размеры пенсии, им просто очень мало платили, но выровняли в 1960-е годы. Тем не менее, 1956 год считается началом этого периода. В Советском Союзе и в России никогда не повышали пенсионный возраст. Надо сказать, первый раз такой эксперимент проводится над нашим населением. Но я лично считал и в 1990-е годы, когда мы этим занимались очень плотно, что в принципе рано или поздно надо его поднимать.

Это мировая тенденция, это старение населения, это рынок труда, много каких факторов. Но, естественно, я всегда это сравниваю со стартом "Формулы 1": там машины стоят гоночные и штук пять или шесть светофоров, все красные, потихоньку этот зеленый, этот зеленый, когда все зеленые — они стартуют.

Друзья, для того чтобы начать процесс повышения пенсионного возраста, надо выполнить очень много предварительных условий, очень важных условий и социально-экономических, и, между прочим, политических. Это вбито просто в голову, по крайней мере для людей среднего возраста и пожилого. И тут вдруг этим людям говорят: нет, ребята, мы из-под вас эту штуку в течение короткого времени, ведь Медведев объявил в мае, а уже в конце года это было принято в виде закона, с 1 января уже реализуется.

Надо же понимать, что есть общественное мнение, есть общественная психология. Там приводились самые разные причины, но они против. Все было известно. Первое условие было очень простое: сначала ты должен людям объяснить, зачем и для чего это все делается. Михаил Соколов: Вот они объясняли, Путин отмечал, что если не проводить никаких изменений, дотировать фонд из госбюджета пенсионный, то 7—10 лет запаса, чтобы не подходить к последней черте, нужно было превентивно принять меры, снизить нагрузку на Пенсионный фонд, а еще и повысить пенсии.

Евгений Гонтмахер: Мы, когда нужно, ориентируемся на лучшие западные образцы, когда не нужно, мы их, конечно, хаем. Были аргументы: ну весь мир повышает же пенсионный возраст. У нас самый чуть ли не низкий среди развитых стран. Михаил Соколов: Социальное достижение, раньше бы сказали. В кровавом мире капитализма у них одни пенсии, а в мире социализма другие. А в мире путинизма должно быть самое плохое взято из всех систем. Евгений Гонтмахер: Вопрос в чем заключается, я сейчас не говорю про чисто фискальные вещи, социально-экономические, продолжительность жизни, экономия, бюджет и прочее, я говорю о другом.

Сейчас в Германии обсуждается повышение пенсионного возраста, которое, возможно, произойдет в 2030-х годах. Это делается годами. Когда Путин выступил? Мы же с вами помним последовательность — это чистая политика: Дмитрий Анатольевич объявил, причем он сказал, что чуть ли не летом, до окончания сессии летней, будет в первом чтении принят соответствующий закон, осенью это все будет окончательно сделано, и все.

Уже поднялась волна, Владимир Владимирович делал вид, что он к этому не имеет никакого отношения. Вы помните заявление Пескова, что у Владимира Владимировича другие вопросы, это вопрос правительства, и только в сентябре Путин, когда накал дошел до очень высокого уровня, он выступил, начал задним числом это дело оправдывать. Михаил Соколов: Он летом выступал, все равно это была попытка поправить ситуацию.

Евгений Гонтмахер: Он должен был, если политически говорить, политтехнологически, наверное, это должен был он объявить.

Наверное, он должен был это объявить в мае, допустим, но не так, что через несколько месяцев это будет начинаться, а сказать так, что я подписал майский указ, где эти все амбициозные вещи — бедность в два раза сократить, улучшить здравоохранение, продолжительность жизни существенно поднять до 2024 года. Друзья, я подписал этот указ, я, конечно, все сделал, чтобы правительство его реализовало.

Если все будет окей, то с 2025 года давайте потихоньку начнем. Если бы у меня спросили совета, чего, конечно, никогда не было и, видимо, не будет, я бы примерно так и сказал: Владимир Владимирович, чисто политически, наверное, это было бы хоть как-то более-менее. А все было сделано ровно наоборот. Даже то, что мы увидели сейчас по поводу Ивана Голунова, как это ни парадоксально, это связано во многом с этим потрясением общественности, которое было по поводу повышения пенсионного возраста.

Михаил Соколов: Является ли пенсионная реформа для граждан сегодня уже через год важнейшим в их жизни событием, которое вбилось в память? Марина Красильникова: Если говорить о некоторых событиях, о которых люди помнят сейчас, сегодня, которые случились за последние две-три недели, нет, конечно, пенсионная проблема ушла из самого актуального поля воспоминаний, но это стало самым главным событием прошлого года.

В прошлом году уже в момент объявления о намерениях повысить пенсионный возраст, это произошло практически одновременно с чемпионатом по футболу, пенсионная реформа, как я говорила год назад, эти известия практически затмили информацию, интерес к футболу. Доли людей, которые говорили об этих двух событиях, тогда примерно совпадали. Более того, за последний год все то, что происходило вокруг пенсионной реформы, очень сильно повлияло вообще на мировосприятие и общие социальные, экономические оценки, которые формируются у населения.

Это стало важнейшим фактором того, что на протяжение всего прошлого года и в начале нынешнего года мы видели ухудшение общественных настроений. Надо понимать, что большинство российского населения, больше половины точно, все время пребывают в ощущении, что страна находится в состоянии непрекращающегося экономического кризиса. Решения, затрагивающие экономические, финансовые интересы всего населения, каким явилось сообщение об изменении пенсионного возраста, они, конечно, в буквальном смысле всколыхнули всю страну.

Надо понимать, что пенсия уже давно в сознании большинства населения является синонимом бедности. Пенсионное обеспечение и до того всегда по умолчанию большинством населения рассматривается как пособие по бедности. Когда даже это пособие по бедности государство сообщает, что оно будет выплачивать на пять лет позже, конечно, это воспринимается как очень существенное нарушение того самого общественного договора, о котором уже сегодня говорилось.

Михаил Соколов: Действительно пенсия воспринимается как пособие по бедности? Многими же она воспринимается как такая прибавка к невысокой, например, зарплате, люди продолжают работать, они получают как бы за отработанное, условно говоря, бонус. Тем более что многие уверены, что до нормальной жизни на самой пенсии они не доживут в силу демографических причин. Евгений Гонтмахер: Далеко не все пенсионеры продолжают работать.

Сейчас у нас пенсионеров, если взять тех, кто получает трудовую так называемую пенсию, не пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца, где-то порядка 40 миллионов человек, из них официально работает менее 10 миллионов, в силу возраста, кто-то в неформальной сфере занят, остальные живут только на эту пенсию либо за счет членов семьи, если у них есть дети, внуки, другие родственники. Немножко двойное ощущение. С одной стороны действительно Марина Дмитриевна права, пенсии у нас очень выравнены.

Мы же с вами видим, что средняя пенсия порядка 14 тысяч рублей в месяц, есть минимальные размеры, до 10 тысяч даже люди получают, меньше, чем прожиточный уровень в регионе, в котором человек живет, прожиточный минимум пенсионера никто не получает по закону.

Есть люди, у которых 15—16, но дальше... Михаил Соколов: Дальше срезаются, потолки, хотя люди могут платить довольно много в Пенсионный фонд, точнее их работодатели, но они пенсию 30—40 тысяч не получат. Евгений Гонтмахер: В свое время было введено, я считаю, это было ошибкой, максимальный размер заработка, с которого берется взнос в Пенсионный фонд. Это было сделано больше 10 лет назад. Тогда я сказала, что ввели снова максимальный размер пенсии.

То есть люди, которые зарабатывают более-менее приличные деньги, у них на пенсию практически это никак не влияет. Поэтому пенсии выравнены. У людей складывается ощущение, что действительно это некое пособие. С другой стороны, все-таки люди 30—40 лет, у нас же принято среди большинства работать долго, особенно тех, кто начал работать в советское время, там трудовой стаж может быть очень большой, у них все-таки есть какое-то ощущение, что это пособие по бедности, но все-таки это государство типа ему дало премию за то, что он столько лет работал.

Конечно, когда ты получаешь на руки, отработав десятки лет, говорят: я работал у станка, столько лет работал, тратил свое здоровье, получаю 15 тысяч рублей — это несправедливо.

Здесь ощущение несправедливости. Потому что пенсии, конечно, очень маленькие. Кстати, к вопросу о деньгах. Путин говорил в своем знаменитом оправдательном заявлении, почему надо повышать, что нет денег, если мы ничего не поменяем, то Пенсионный фонд не сможет и прочее. На это есть противоположные аргументы, которые знает подавляющая часть нашего населения.

У нас же профицит бюджета, наша пропаганда об этом постоянно говорит. Михаил Соколов: Растут золотовалютные резервы.

Евгений Гонтмахер: Фонд национального благосостояния. Цена за нефть 40 долларов за баррель, отсечение, у нас существуют бюджетные правила, все, что свыше этого, идет в Фонд национального благосостояния.

Михаил Соколов: Но Фонд национального благосостояния не для этого, а для того чтобы государственные корпорации кормить, все же так идет де-факто. Евгений Гонтмахер: Но официально Фонд национального благосостояния был создан для стабилизации пенсионной системы. Вот такой экстренности, чтобы за полгода объявить и утвердить такое решение, не было, можно было вполне подождать те несколько лет, объявить заранее, поговорить, продемонстрировать аргументы, продемонстрировать успехи, если они, конечно, будут, и за счет этих колоссальных резервов по отношению к пенсионной системе можно было спокойно индексировать пенсии.

Радикального увеличения, конечно, вряд ли можно было достичь, но знаменитая тысяча, которую обещали, что пенсия будет каждый год среднемесячно увеличиваться примерно на тысячу рублей, это можно было спокойно сделать без этих вещей.

Евгений Гонтмахер: Это работающие пенсионеры, о которых мы только что говорили. Их, конечно, не большинство, но это значительная часть пенсионеров.

Из-за повышения пенсионного возраста люди не понимают, на что Эксперт рассказал о последствиях пенсионной реформы Эксперт рассказал о последствиях четырёхдневной рабочей недели в России.


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий